В древнем мире, вообще говоря, с едой было туго. Понятно, что со временем сельскохозяйственные технологии прогрессировали и накопленные знания давали людям возможность питаться регулярнее и разнообразнее. Но неурожаи, природные катаклизмы, проблемы с логистикой и транспортом сразу же создавали серьезную угрозу голода даже в таком богатом мегаполисе как Рим Iв.н.э.
Источники изобилуют описанием голодных бунтов римской толпы, беспорядков на почве дефицита хлеба и мерами властей по урегулированию ситуации. Нам, современным людям, не всегда просто это понять, но представьте себе (хотя это ужас, конечно), что к вашему городу вдруг перекрыт подвоз продовольствия, и вы не знаете, почему и когда восстановят поставки. Ну и как ощущения?)
Что уж говорить о древнейшей эпохе истории Древнего Рима (если опираться на традиционную дату основания Города – 753г. до н.э.). Добыча, хранение и защита продуктов питания была очень ОЧЕНЬ важна.
Поговорим о т. н. средиземноморской триаде. Это три основных продукта, база питания – хлеб, вино и оливки.
Плиний Старший (античный писатель-эрудит, который жил в Iв.н.э. и погиб при извержении Везувия) пишет, что первой пищей обитателей Лация была полба.
Полба – это вид пшеницы. Полбу в древности массово выращивали во множестве мест (включая Египет, Вавилонию и т.д.), потому что она очень неприхотлива, устойчива к холодам и болезням.
Так вот, самые древние римляне, по словам Плиния, обходились именно полбяной кашей, а не хлебом. И на протяжении столетий для жертв богам используют именно полбяную кашу (pius). По другим сведениям, множество жертвоприношений начинается с сожжения на священном алтаре зерен полбы. Всё это говорит о том, насколько важная была полба для населения Рима в ту эпоху.
Одни из древнейших религиозных праздников Рима связаны с полбой. Например, второй царь Рима Нума Помпилий (традиционные годы его правления – 715 - 672 гг. до н.э.) по легенде учредил Форнакалии – праздник поджаривания полбы.
Дело в том, что царь Нума обнаружил, что очень полезно полбу перед употреблением подсушивать на огне и хотел закрепить этот полезный навык среди сограждан.
Очень почитались в ту полулегендарную эпоху боги, которые помогали выращивать полбу: Термины (божества полевой межи), Сейя (богиня посева, уже находящегося под землей, но еще не проросшего), Сегеста (богиня взошедших посевов), Тутилина (покровительница собранного урожая). Это древнейшие боги региона Лацио, у них очень узкая специализация, и происхождение их имен уже сами римляне эпохи империи считали не до конца ясным.
Полба на латыни – «far». Именно от этого слова происходит слово мука – «farina» (по-моему, в итальянском языке до сих пор мука так и будет – «farina»).
От этого же слова произошло название брачного обряда – конфарреация (Confarreatio). У древних римлян было несколько форм брака, но конфарреация – самая сложная, самая священная и самая привилегированная из них, доступная только для патрициев. Во время этого обряда перед невестой торжественно несли полбяной пирог. Этот брак был нерасторжимым.
Считалось, что в Италии родится самая лучшая и полезная для здоровья полба. А из всей Италии самая лучшая полба (т.е., получается, лучшая из лучших) произрастает в Кампании. Эта земля вообще считалась самой лучшей в Италии и давала 3 урожая в год: 1 урожай проса и 2 – полбы.
Жители области Пицен (это совр. регион Марке) пекли самый вкусный #хлеб из полбы. Вот его рецепт:
Вымачивать полбяную крупу на протяжении 9 дней. На 10й день добавить сок изюма и замешать тесто. Раскатать тонкими листьями и поставить в печь в горшках.
Горшки должны лопнуть в процессе выпекания хлеба. Перед тем, как есть этот хлеб, его необходимо размочить, желательно, в молоке.
Только через 300 лет после основания Рима (Vв. до н.э.), по сведениям Плиния, в Рим стали попадать и другие злаки, в частности, обыкновенная пшеница. С ней больше возни, чем с полбой, и она гораздо более требовательна к климату, но зато она дает больше урожая.
Тем не менее, это не означает, что пшеница совсем вытеснила полбу или стала монокультурой.
Например, Плиний советует крестьянину сеять в такой пропорции (расчет дается в среднем объеме урожая с земли среднего качества, переведено в проценты мною для простоты восприятия ☺️):
- 5,5% - пшеница
- 11% - полба
- 6% - ячмень
- 3% - горох и нут
- 6,5% - бобы
Остальное следует засеять чечевицей, фасолью, кормовыми культурами и т.д.
Плиний утверждает, что оливковых деревьев не было в Италии даже спустя 173 года после основания Рима (580г. до н.э.). Всё оливковое масло было привозным. В Италию оливковое дерево завезли греки, и через каких-то 500 лет (😄) римляне уже активно экспортировали итальянское оливковое масло.
Катон Старший (IIв. до н.э.) написал важную книжку о сельском хозяйстве, в которой рекомендует владельцам больших поместий вкладывать в оливки, поскольку доходность от них почти такая же, как от виноградников. Здесь мы уже явно имеем дело с производством, ориентированном на торговлю.
Римляне знали несколько сортов маслины. Одни предназначались для еды, другие – для производства оливкового масла.
Римляне прекрасно разбирались в масле и его качестве. Лучшим считалось масло из маслины, еще не начавшей созревать, и наиболее хороши первые струи, идущие из-под пресса (это и есть масло первого холодного отжима). Чем больше давят, тем хуже по качеству масло, - пишет Плиний.
Лучшие сорта для производства масла, по мнению Плиния, произрастают именно в Италии:
«Первое место в обладании этим благом получила во всем мире Италия»
Разумеется, оливковое #масло применяли не только для еды. Его использовали для натирания тела, для освещения, в качестве компонента лекарственных средств. На масло был постоянный и очень большой спрос. Многие знают, что в Риме регулярно устраивались раздачи хлеба. Но с IIIв. до н.э. начали также раздавать и масло. А, например, Гай Юлий Цезарь после Африканской войны в 46г. до н.э. обложил город Лептис-Минор ежегодным налогом в 3 000 000 фунтов оливкового масла (это более 1 200 000 литров).
В одной из древнейших могил, раскопанных на Форуме (захоронение датируют IX-VIII вв. до н.э. Да, люди жили здесь ещё ДО легендарной даты основания Рима), нашли виноградные косточки. Так что о существовании винограда, а, может, даже и вина, древние прекрасно знали. Однако, в ранние эпохи #вино было большим дефицитом, его экономили как только могли.
Плиний пишет, что при первых царях возлияния в честь богов совершались молоком, а не вином. По той же причине (дефицит) вино запрещали пить женщинам (а не потому что мораль не позволяла). Авл Геллий (писатель IIв.н.э.) рассказывает, что обычай целовать родных появился как процедура проверки женщин на трезвость - так легче было уловить характерный запах.
Зато женщинам было можно, например, вино из изюма, или напиток из виноградных выжимок.
Интересный случай приводит также Плиний. Он рассказывает, что один полководец в начале IIIв.до н.э. дал обет Юпитеру. В случае победы он обещал принести богу... кружечку вина! Вот такой ценный был продукт.
Ситуация стала резко меняться во IIв. до н.э. Вино быстро становилось массовым продуктом и одним из основных напитков людей всех сословий, причем, оно разбавлялось водой (чаще всего в пропорции 1:3). Были, конечно, те, кто предпочитал неразбавленное вино. Это считалось варварством и порицалось.
Вино пили и с добавлением горячей воды, а также с пряностями, различными добавками, мёдом. Смешивали разные вина, чтобы получить смесь отличного вкуса.
Кроме того, вино являлось важным компонентов соусов и подливок.
Античные врачи широко практиковали «винотерапию» (как мы бы сейчас это назвали 😄). От определенных проблем со здоровьем прописывали пить вина определенного сорта. Проблемы с мочевым пузырём? Налегай на испанское вино лозы «кокколобис». Страдаешь несварением? Обильно запивай еду сетинским вином (его делали из лозы, которая росла у городка Сецце в Лацио).
Вообще применение винограда, вина и даже корней виноградной лозы в медицине было повсеместным. На основе вина и виноградного сока готовили массу настоек и отваров для лечения огромного количества болезней.
Более того, вином лечили и рабочую скотину: волам после тяжелого дня рекомендовалось добавить в питье вина, например.
Плиний опять-таки заявляет, что лучшие виноградные лозы произрастают в Италии. Италийские лозы он называет «благороднейшими». Он также сообщает, что ему известно 185 различных сортов вин.
Пожалуй, самое знаменитое вино Древнего Рима – фалернское. Именно оно считалось лучшим. Его давала лоза, произраставшая в районе города Капуя (Кампания). Марциал (великий римский поэт, мастер эпиграммы) называет это вино «бессмертным». Цезарь не был бы Цезарем, если бы и тут не соригинальничал. Он ввел моду на т.н. мамертинские вина – это вина родом с Сицилии, район совр. Мессины.
Читать по теме:
Как выглядели древнеримские общепиты?
- Ещё больше историй - в моём Instagram @hello.history
- Авторские курсы по истории Древнего Рима (первая лекция каждого курса - бесплатно)