Посмотрел недавно фильм. «Тёмные воды». Рекламировать или рецензировать кино не собираюсь. Не моё это. Не искусствовед и не киноман. А дилетантов, пишущих о том, в чём не разбираются на «Дзене» и без меня хватает. Но тем, кто не планирует закончить свои дни в онкологической клинике, посмотреть кино настоятельно советую.
Никаких сумасшедших гонок, выходов в отрытый космос без скафандра, Джомолунгмы трупов врагов и полётов автомобилей через пропасть не ждите. Не «Форсаж». Это история о том, как адвокат отсудил у химического гиганта DuPont около 200 миллионов долларов. Да, той самой химической компании, которая согласно официальному сайту «стремится сделать нашу планету безопасной, здоровой и комфортной для жизни».
Возникает логичный вопрос: за что DuPont заплатил такие деньги? Если верить фильму (а он основан на реальных события и никаких исков авторам фильма химический гигант не предъявлял) то эти деньги пошли на лечение людей, жизнь которых концерн сделал «безопасной, здоровой и комфортной». В значительной своей части «осчастливленные» здоровьем и деньгами были либо сотрудниками компании, либо членами их семей, проживающими в городе, где расположен заводов DuPont.
Подозреваю, что на данном месте читатель вежливо зевнёт и отправится сканировать Дзен в другом направлении. Зря. Потому, что это не внутренние американские разборки, до которых нам нет дела. С канцерогеном производства DuPont многие из нас сталкиваются ежедневно и уже давно. Вот только рассчитывать на компенсацию от американцев за потерю здоровья, нам, россиянам, не приходится.
А теперь, бодро и весело: что это за канцероген такой?
Ответ не менее бодр, только уже грустен. Уверен, что многие из нас бережно хранят и страшно гордятся сковородками с антипригарным покрытием «Тефлон». Он же политетрафторэтилен. Он же фторопласт. Он же PTFE. Он же PFOA. Он же перфтороктановая кислота Всё это соединения фтора и углерода. Мощный и не выводимый из организма канцероген, который делает нашу жизнь удобнее, но несколько короче.
Если учитывать, что эти соединения присутствуют в пропитках ковровых покрытий, бытовой химии, обожаемых хозяйками формах для выпечки и сотнях других технологических процессов, то смерть знакомых и знаменитостей от онкологии не такая уж странная прихоть судьбы.
Смотреть фильм или не смотреть – выбор каждого. А посмотреть этикетку на посуде, прежде чем отдать свои деньги за сокращение жизненного пути, вполне разумно для всех.
И так. Внимание. Изучил посуду в двух точках продаж. Супермаркет «АШАН».
Вижу, как скривились губы у людей с достатком, привыкших к сковордкам, инкрустированной стразами «Сваровски». Не знаю: есть ли такие сковородки, но такой типаж потребителей в природе существует точно. И, тем не менее, «Ашан»и его сковороды.
«Tefal», который «думает о нас», никаких пояснения по составу антипригарного покрытия не даёт. Есть там PFOA, нет там тефлона – вопрос столь же дискуссионный, как вопрос о жизни на Марсе.
Там же, на стеллажах размешаны сковородки других производителей. На некоторых из них прямо указано «антипригарное покрытие не содержит PFOA. Наименования фирм я не указываю, потому, что статья не рекламная и не проплаченная кем-либо из изготовителей посуды. Идите, смотрите и выбирайте сами.
IKEA – вот здесь царство неприкрытого тефлона. Шведы гордо пишут: «Покрытие Teflon»! Это вам не хухры-мухры чугунная, а передовые химические разработки.
Ну, собственно и всё, что я хотел сказать.
Найдите время, посмотрите кино. Если сочтёте информацию важной, не поленитесь, изучите: что у вас дома покрыто PTFE или PFOA, от чего лучше избавиться и что лучше никогда не покупать.