Применение вспомогательных репродуктивных технологий состоит в том, что отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма. Право граждан на применение вспомогательных технологий отражено в ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ".
Такие пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь считает нравственно неоправданными, а суррогатное материнство - противоестественным и морально не допустимым.
По мнению Церкви, "суррогатное материнство травмирует, как вынашивающую женщину, материнское чувство которой попирается, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания".
Однако церковь не отрицает вовсе необходимость медицинской помощи при бесплодии. К допустимым средствам медицинской помощи при бесплодии Церковь относит искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, которое не противоречит целостности брачного союза. ЭКО все-таки возможно, если во время его осуществления не появляются так называемые "избыточные эмбрионы"
ЭКО становится грехом, "когда продуцируют 20 яйцеклеток, оплодотворяют, выбирают хорошенького эмбриона, а остальные эмбрионы замораживают или выбрасывают". "Также ЭКО грех, когда женщине переносят пять эмбрионов, а потом внутри утробы некоторых из них убивают. И грех, когда используются донорские мужские клетки, это уже супружеская измена", - по мнению ассистента кафедры гуманитарных наук Первого Московского государственного медицинского университета имени Сеченова священника Романа Тарабрин (источник).
На данный момент рассматривается проект документа под названием "Отношение Русской православной церкви к экстракорпоральному оплодотворению".
"Я считаю, что ЭКО – очень сомнительная процедура с медицинской точки зрения, а ее успешность – это скорее результат пропаганды. Исследования (свидетельствующие в пользу безопасности и эффективности ЭКО) собираются по клиникам, а они – коммерчески заинтересованные структуры. И сегодня нет единого мирового реестра, который давал был реальную картину" (председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства священник Федор Лукьянов).
Руководитель Центра исследований в области биоэтики и высоких технологий при Московской духовной академии и кандидат биологических наук священник Владимир Духович отметил, что "уже существуют технологии, позволяющие превращать соматические клетки в половые, что делает возможным рождение детей от однополых пар" (источник).
"Католическая церковь против ЭКО, так как ребенок должен появляться на свет в результате отношений любящих мужа и жены, а не в лаборатории. Но ЭКО не является тяжелым грехом, и супружеская пара может воспользоваться этой технологией, если возьмет на себя обязательства, что не будет уничтожен ни один эмбрион и не будет селекции", - заявил директор Центрального офиса католической социальной науки Мёнхенгладбах, заведующий кафедрой нравственного богословия и этики богословского факультета в Падерборне Петер Шалленберг.
А вот для немецких протестантов ЭКО – "оправданный способ справиться с бесплодием", об этом заявила научный сотрудник Центра этики здоровья из Ганновера, магистр теологии Рут Денкхаус. Конечно, все христиане против создания "избыточных эмбрионов" и их последующей заморозки или уничтожения. Но представленные на круглом столе протестанты Германии придерживаются мнения, что "начало жизни отсчитывается с момента слияния не просто мужской и женской клеток, а их ядер", до того же эмбрион несколько часов может считаться еще не существующим (источник).
Таким образом, даже церкви не могут прийти к окончательному мнению по поводу ЭКО, очертить границы того, какое ЭКО грех, а какое является относительно дозволенным. Однако в части суррогатного материнства подобных споров не возникает, все едины во мнении о моральном недопущении такового.