Вчера от нас ушел один из лучших современных драматургов, тонкий художник и хороший человек Реваз Леванович Габриадзе, которого все называли его коротким «домашним» именем Резо. Он основал знаменитый театр марионеток в Тбилиси, по его сценариям поставлены «Не горюй!», «Мимино» и «Кин-дза-дза». Но главный его спектакль занимает всего минуту и проходит не на сцене, а на часовой башне, которую Габриадзе придумал сам.
Резо Габриадзе – идеальная иллюстрация для поговорки о том, что талантливый человек талантлив во всем. Он не только оживил мир Пиросмани в своем «Не горюй!», не только точно описал грустный порядок вещей в своей не теряющей актуальности «Кин-дза-дзе», но создал и мудрые книги, и прекрасные картины, и скульптуры.
В 1981 году Габриадзе основал Тбилисский театр марионеток, для которого сам писал и ставил пьесы, создавал, а потом и «оживлял» кукол. В репертуаре театра было только четыре спектакля – но зато таких, которые знал весь мир. Они рассказывали о простых и одновременно непостижимых вещах: о любви, старости, войне, благородстве, прощении. И хотя воевали в его спектаклях муравьи, роман переживала пара паровозов, а большое сердце имела одна маленькая и совсем не гордая птичка, все эти истории были бесконечно близки его зрителям, – которых, кстати, в зале театра помещалось всего восемьдесят. Девиз, красующийся на фасаде театра гласит: «Extra Cepam Nihil Cogito Nos Lacrimare», что означает: «Пусть слёзы у нас текут только от резки лука». Но над историями Габриадзе, конечно же, нельзя не плакать, – он умел затронуть в зрителях самые «человечные» струны.
Театр Габриадзе находится в исторической части города, которую называют «старым Тбилиси», – в свое время она располагалась внутри крепостных стен: здесь узкие извилистые переулки и здания, сохранившие черты средневековой застройки. Театр расположен на пешеходной улице Шавтели, рядом с древнейшим грузинским храмом - церковью Рождества Девы Марии (Анчисхати), построенной в VI веке, сразу после переноса столицы Грузии из Мцхеты в Тбилиси.
В 1996 году рядом с театром появилось кафе размером с одну, не самую большую, комнату (сегодня оно немного расширилось). Назвали заведение «Не горюй!», и оформлял его лично Резо Габриадзе. Даже этикетки на декоративных бутылках из-под вина, которые стоят на полках, рисовал он сам.
А в 2010-м по эскизам Габриадзе возле театра и кафе была построена башня с часами, которую все тут же прозвали «пьяной». Это кривобокое, шаткое на вид, собранное из якобы случайных деталей строение похоже на лоскутное одеяло, а на его крыше растет дерево граната. Изразцы, которыми украшена башня, изготовил и расписал Резо. Саму башню он подробнейшим образом нарисовал во всех ракурсах, а инженеры, конструкторы и архитекторы «перевели» эти рисунки на понятный строителям язык чертежей и прочей проектной документации. Строение должно было органично вписаться в улицу Шавтели и в старый Тбилиси, где, как в машине времени, можно почувствовать себя и в нынешнем, и в позапрошлом веке, а то и в Византии периода ее расцвета.
Чьими же руками строилась башня? Вот как описывает этих людей сам Габриадзе: «Один вышел из стены. Другой спустился с автобуса. Одного звали Отар (Отар Маграквелидзе), моего возраста человек, за семьдесят, из тех, которые на групповых фотографиях всегда с краю и в пол-лица. Провел он на стройках Грузии пятьдесят лет, и все пятьдесят - рабочим. Красивая карьера! Мы подружились. Дружим до сих пор и навсегда! Второй – Автандил (Автандил Лежава). Ему 1300 или 1500 лет по характеру. Он молчалив и неконкретен. На ваш взгляд отвечает общей тихой улыбкой ускользающих глаз, недолго задерживаясь на вас, в сторону, к водосточной трубе. Фразы более пяти слов его угнетали. Он пришел к нам после строительства деревенской церкви в западной Грузии. Появился он с узелком и сумкой с инструментами, как в XII веке. А все другое принесла жена, качая головой».
Раз в день, когда занимающий четверть башни циферблат показывает 12.00, под крышей открывается расписная дверца. Из нее «выходит» ангел с золотыми крыльями и бьет в колокол (поэтому башню называют не только «пьяной», но и «башней с ангелом» - впрочем, гораздо реже). Открывается вторая резная дверца - уже под циферблатом – и начинается самый миниатюрный и самый емкий спектакль Резо Габриадзе. Куклы изображают несколько сцен под названием «Цикл жизни». Сначала появляется молодая пара, затем они же нянчат рыжего мальчика, в следующей сцене они уже старичок и старушка, потом мы видим милое игрушечное кладбище. Ну а затем появляется выросший рыжий мальчик, который стоит рядом с красивой спортивной невестой.
И эта короткая незамысловатая история выглядит очень трогательно.
Как и все, что делал Габриадзе.