Найти тему

Распоряжение совместно нажитым имуществом супругов

Недавно одна клиентка возмущаясь спрашивала меня: «Как муж мог продать акции, я ведь не давала письменного согласия?!»

Очень просто.

Письменного согласия и не требовалось, но это не значит, что согласия на распоряжение общим имуществом не нужно, нужно, оно презюмируется.

Согласно общему правилу, закрепленному в ст. 35 Семейного кодекса, владение, пользование, распоряжение общим имуществом супругов происходит по их обоюдному согласию. При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга.

📌Таким образом, получать согласие на каждую сделку не нужно, поскольку считается, что если сделка совершается, согласие между супругами было достигнуто.

В то же время законодатель оставляет супругу, не участвующему в сделке, право оспорить ее, если тот докажет, что контрагент знал или должен был знать о его несогласии на совершение сделки. Случаи такого оспаривания, а тем более положительный результат встречаются крайне редко.

📍В трех случаях распоряжения имуществом требуется нотариально удостоверенное согласие второго супруга, так называемое письменное согласие. Письменное согласие нужно для заключения:

1) сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации (например, продажа квартиры, дома, проч.);

2) сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма (например, продажа доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью);

3) сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации (например, договор долгосрочной аренды недвижимого имущества, договор долевого участия в строительстве).

При этом для совершения сделки по приобретению прав (например, покупка квартиры) нотариально удостоверенного согласия супруга не требуется.

Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие в этих трех случаях не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении такой сделки.

То есть, вроде бы к одинаковому имуществу - к бизнесу, подход у законодателя разный.

Сделки по продаже долей в ООО удостоверяются нотариусом, значит, нужно письменное согласие супруга. А за продажей акций к нотариусу ходить не надо, значит, и письменного согласия не надо, а устное, как мы поняли презюмируется.

Итого: согласие нужно всегда, просто в большинстве случаев оно предполагается полученным, при этом даже простой письменной формы не требуется Разница лишь в том, что в тех случаях, когда требуется нотариально удостоверенное согласие и оно не получено, несогласному супругу не надо доказывать, что он был против сделки.