Нельзя
Давить авторитетом
Стоп-фразы: «Я так решил/решила», «Я старше, мне виднее», «Поживи своё», «Даже не спорь со мной».
При общении с подростком нужно стараться избегать «авторитетных» фраз. «Я так сказал/сказала», – скорее всего, не принесет результата. Лучше попробовать привести аргументы, объяснить свою позицию и рассказать, почему так считаете.
«Мне виднее», – «кладбище» диалога с подростком. Это вызывает гормональный всплеск и внутренний бунт, который приводит к обратному эффекту – он может начать делать назло.
Подростку важно чувствовать, что его понимают, слышат и он вправе сам принимать решение. Во взрослой жизни это поможет ему выстраивать эффективную коммуникацию с окружающими, не вступая в пустую полемику.
Кстати, взрослые тоже имеют право на ошибку, и если подросток научится это доказывать в процессе диалога, такой навык значительно облегчит ему «взрослую» жизнь.
Отрицать его право на личные границы и собственное мнение
Стоп-фразы: «Ты еще ничего не заработал/заработала», «Вот будет свой дом, тогда и устанавливай порядки», «Пока я за тебя плачу, я решаю», «Не смей мне перечить».
Каждый человек (вне зависимости от возраста) имеет право на личное пространство. Даже если это трехлетка, которой хочется построить шалаш и провести время под стулом без родителей. Это пространство нужно уважать.
Вспомните, что вы делаете, когда не хотите разговаривать? Скорее всего, просите о возможности побыть в тишине и обдумать все происходящее.
Если подросток не идет на диалог, вряд ли он воспримет информацию, которую вы хотите до него донести. Проявлять настойчивость необходимо только тогда, когда речь идет о безопасности и здоровье.
Навык соблюдения чужих границ бесценен! Так вы разовьете один из базовых навыков, с которым очень просто строить личную жизнь, общаться с коллегами и сохранять экологичное отношение с миром.
Постоянно контролировать
Стоп-фразы: «Я туда ходить не разрешал/не разрешала», «Я запрещаю тебе дружить с Ваней», «Ты должен звонить мне каждые 10 минут», «Что ты сегодня ел?», «Отчитайся, как прошел твой день».
Доказано: тотальный контроль может стать причиной депрессии в период пубертата. Конечная цель любого воспитательного процесса – вырастить самостоятельную, самодостаточную, полноценную личность. А контроль – это свидетельство нежелания отпускать.
У подростка нужно развивать чувство ответственности, и тотальный контроль этому никак не способствует.
Переходить на личности
Стоп-фразы: «Ты просто позорище», «Ты меня разочаровал/разочаровала», «Ты ничего не можешь».
Говорить всегда нужно о ситуации, но не о человеке. «Мне не нравится, как ты поступил/поступила в этой ситуации», – правильно. «Ты меня опозорил/опозорила», – неправильно.
Оценочные суждения для подростка – все равно, что граната без чеки. Одно неверное движение, и она может взорваться. А эмоциональные взрывы чреваты еще большими проблемами. Подросток может захватить с собой эту эмоцию во взрослую жизнь, выбрав средством коммуникации.
Отрицать чувства и эмоции
Стоп-фразы: «Да где ты там устал», «Чего ты боишься этого экзамена?», «Ой, что ты обращаешь на это внимание».
И родителям, и учителям важно научиться распознавать и отвечать на эмоциональный запрос подростка. Если он говорит о своем страхе перед экзаменом, значит просит вас о помощи и поддержке. Не получив ее несколько раз, подросток вряд ли снова обратится за помощью, решив ее любим доступным ему способом.
Для выстраивания дружеских отношений с ребенком важно отвечать на эмоциональный запрос. Здорово, если он научится при этом отвечать и на ваш.
Нужно
– Делиться личными переживаниями.
– Спрашивать совета у подростка по люблю поводу.
– Общаться с подростком каждый день, в том числе и на «неудобные темы».
– Слушать.
– Любить и дарить чувство безопасности.