Раздеть пациента иногда означает спасти ему жизнь. Редко, но бывает такое.
Во времена мрачного средневековья врачи (чаще всего те самые чумные доктора в устрашающих костюмах) осматривали больных на расстоянии, боясь заразиться, а снять одежду считалось греховным. Вся диагностика и лечение основывались исключительно на жалобах пациента. Выживали сильнейшие, либо везучие.
Во вчерашней статье я описала ситуацию грамотных действий врача-кардиолога на дачном участке, благодаря которым не был осуществлен ненужный вызов скорой помощи по поводу мнимого инфаркта.
Рассказывая этот случай, врач, которая к тому времени была уже на пенсии и лишь изредка преподавала в медицинском колледже, подчеркнула необходимость подробного осмотра пациента. Можно получить много нужной информации для диагностики заболевания: цвет кожных покровов, послеоперационные шрамы, поверхностные новообразования, характерные татуировки, которые могут свидетельствовать о нахождении в местах лишения свободы. Причем это далеко не полный перечень.
В январе на моем канале вышла статья про внимательность при медицинском осмотре, когда удалось заподозрить тяжелую патологию на ранней стадии, всего лишь померив давление мальчику.
Теперь расскажу о другом случае. Речь пойдет о недобросовестности дежурного врача.
Осень 2014 года. В субботу к дежурному терапевту в поликлинику пришел мужчина чуть за 20 с жалобами на насморк и небольшую температуру с вечера пятницы. Просил выдать больничный лист, т.к. в воскресенье ему выходить на сутки.
Была заметна гнусавость голоса и небольшое покраснение лица, как бывает при температуре. И все. Начинался сезон гриппа и прочих ОРВИ, таких больных в поликлинике толпы.
Врач дала термометр, который показал температуру 37.3. Выписала больничный лист, мужчина пошел домой отлеживаться.
Казалось бы, банальная история, но через несколько часов больной почувствовал сильное головокружение, а из носа потекла кровь. Бдительные родственники вызвали скорую.
Приехавший врач заставил больного снять всю одежду и начал осмотр. Он сразу догадался, что именно может увидеть.
Пациент был в сознании, поэтому внятно отвечал на вопросы. В частности, поведал о сегодняшнем визите в поликлинику и о больничном на руках. А о происхождении достаточно крупных и ярких синяков на коже груди, спины и живота ничего сказать не смог, отметил только, что впервые заметил их пару дней назад, но не придал значение, потому что резко заболел.
Через несколько дней из стационара сделали запрос на медицинскую карту этого больного, и, ко всеобщему удивлению, там вполне разборчивым почерком было написано: «В легких хрипов нет, дыхание везикулярное» (то есть норма).
В то же время приехавший врач скорой помощи сразу заподозрил двустороннюю пневмонию, выслушав в легких влажные хрипы.
И главный вопрос: если верить записи в амбулаторной карте, врач должна была слушать фонендоскопом грудную клетку и не могла не заметить обилие кровоподтеков на коже. У любого нормального медика это сразу вызовет подозрение.
На скорой мужчину отвезли в приемный покой областной больницы, где в экстренном порядке у него был взят общий анализ крови. По его результатам предположили заболевание крови, однако, с неплохими шансами на выздоровление.
Как сложилась его судьба дальше, я не знаю, но на тот момент, когда я услышала эту историю, он уже больше месяца был в стационаре с небольшими улучшениями жизненно важных показателей после проводимого интенсивного лечения.