Найти тему
Семейный Ежик

Почему люди чувствуют себя одинокими и никем не понятыми даже в окружении близких.

Почему вы понимаете близких, а они не понимают вас?
Почему вы понимаете близких, а они не понимают вас?

Всем доброго времени суток!

Представьте ситуацию: глубокая ночь, но вы не спите, а неподвижно лежите и всматриваетесь в темноту. Вы чувствуете себя невероятно одиноким, никем не понятым. Вам кажется, что даже близкие люди ничего толком о вас не знают – а может, и не хотят знать. В общем, вы крайне разочарованы в отношениях. Знакомы ли вам такие ощущения? Думаю, большинство людей время от времени испытывает нечто подобное. Но что приводит к таким переживаниям и насколько они отражают настоящее положение вещей?

Если предположить, что у этих людей на самом деле нет каких-то серьезных проблем в отношениях (потому что в таком случае и так понятно, что корень зла в этих серьезных проблемах) , то причина таких переживаний кроется в так называемой иллюзии асимметричной проницательности. Именно она побуждает нас верить, что мы гораздо лучше знаем и понимаем окружающих, чем они знают и понимают нас. Эксперименты ученых (можете почитать об исследованиях Эмили Пронин и ее коллег) показали - люди обычно переоценивают собственные способности проникать в мысли, чувства и мотивы других людей, в то же время полагая, что их личные чувства, мысли и мотивы совсем не так очевидны. Им зачастую представляется, что они «читают» окружающих, хотя это очень далеко от истины. А вот окружающие, даже самые близкие и любимые, почему-то при всех стараниях не могут «прочитать» их. А может, просто плохо стараются?

Появляется такое искаженное восприятие действительности по простой причине – мы-то знаем себя достаточно хорошо. Мы помним, как много размышлений, сомнений, противоречивых стремлений стоит за нашим поведением. Порой нам самим бывает сложно себя понять и распутать весь этот клубок эмоций, убеждений и побуждений. Так как же посторонние люди сумеют разобраться в подобной мешанине?

А вот других людей мы и видим по-другому – все их внутренние противоречия от нас скрыты, и мы воспринимаем лишь то, что на поверхности. Потому и судим о них весьма поверхностно, сами не отдавая себе в этом отчет. Возможно, мы даже считаем, что там, под поверхностью, ничего интересного у других и нет – в отличие от упрятанных в глубинах нашей души разнообразных переживаний. Однако если мы возьмем на себя смелость порасспрашивать этих других, то быстро выясним, что они поддаются той же самой иллюзии и точно так же находят нас проще и понятнее, чем самих себя.

Печально, но мы, по-видимому, не обладаем даром проникновения в чужие мысли и чувства. Но если у нас его нет, то почему он должен быть у наших близких? У тех, кого мы нередко обвиняем в нежелании и неумении нас понять? Может, все дело в том, что ни один человек не наделен той суперсилой, которая позволила бы ему увидеть мир чужими глазами, без всяких искажений. Люди не способны понять друг друга целиком и полностью, потому что для этого им понадобился бы совершенно одинаковый жизненный опыт. Думаю, следует смириться с несовершенством нашего взаимопонимания и не требовать друг от друга невозможного. Полезнее будет попытаться наладить с близкими более доверительные отношения и постараться самим разъяснить им наши мысли, чувства и мотивы – настолько, насколько они смогут их понять.

Теперь, когда я неподвижно лежу глубокой ночью и ощущаю себя невероятно одинокой и никем не понятой, я не отказываю себе в этой иллюзии. Я знаю - как и любые иллюзии, она рассеется сама, если не воспринимать ее всерьез. А днем меня снова встретят любимые люди, и мы продолжим строить наши неидеальные отношения, в которых никто не понимает другого до конца.