Найти в Дзене
Толмач 34/36

ЧТО МЕШАЕТ РОССИЙСКИМ БУГРАМ ВСЕРЬЕЗ ЗАНЯТЬСЯ ЭКОНОМИКОЙ И УЛУЧШЕНИЕМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

«Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна, но только все не в прок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок». (И.А. Крылов)

Даже самоочевидные истины плохо усваиваются людьми, если этому препятствуют какие-либо причины внешнего или внутреннего порядка. Поэтому мы и придумали для «правды» кучу эпитетов, не удовлетворяясь той простой истиной, что правда – это всегда правда и поэтому существует она лишь в единственных экземплярах. Да, жизнь – штука сложная и суровая. Потому далеко не всегда правда радует нас или льстит нам, представляясь то горькой, то обидной, то возмутительной, а то и вообще – настолько убийственной, что в ряде случаев следует поразмыслить, как и когда можно донести ее до адресата. Но вот спасительной лжи – «лжи во спасение» - в природе вообще не существует. Ложь – всегда ложь, и предназначена она исключительно для манипулирования или одурачивания людей.

Миру не раз твердили не только о гнусности и вреде лести, но и о том, что российскую экономику необходимо срочно приводить в порядок путем ее кардинальной диверсификации. Что нельзя так долго сидеть на нефтегазовой игле и на вывозе необработанного сырья. Но только воз и поныне там. Нет сомнений, что происходит это не само по себе, что наличествуют какие-то явные или скрытые препятствия, мешающие оздоровлению нашей экономики. Стремясь ответить на этот вопрос, группа «экономистов» - прохвостов выступила с теорией «климатического неблагополучия России».

Согласно этой гипотезе, нам особо и не стоит заниматься производством, поскольку холодные зимы не позволят нам никоим образом создавать конкурентоспособную по мировым стандартам продукцию. Причем речь в первую очередь идет отнюдь не о качестве продукта, а о его себестоимости. Парадокс еще и в том, что данные рассуждения относятся вовсе не к аграрному, а именно к индустриальному сектору. Да действительно, большая часть российских пахотных земель находится в зоне рискованного земледелия. Но это почему-то не мешает нам время от времени экспортировать продукцию собственного растениеводства. А вот наши железяки, станочники и сборщики сильно замерзают и нуждаются в больших расходах на отопление.

Тот факт, что в развитых северных странах промышленные предприятия также отапливаются, не ухудшая конкурентоспособности их продукции, «климатологов» как-то не смущает. Это убеждает, что мы имеем дело не с подлинными учеными, а с элементарными проходимцами, придумавшими «аргумент», с помощью которого оправдывается неэффективность командно-административного управления. Хотя эта система гораздо более губительна для реальной экономики, чем самые лютые русские зимы.

Нет смысла сомневаться в эффективности командно-административных методов управления при создании силовых структур и при ведении боевых действий. Эти методы формировались и оттачивались веками именно для этих целей и поэтому очень хорошо знакомы регулярно воюющим странам. Но они не всегда и не везде эффективны. А в мирное время, напротив, они часто попросту деструктивны. Слишком строгая субординация и внутренняя склонность к принуждению сплошь и рядом не помогают делу, а только мешают. Заставьте футболистов сменить свои бутсы, а балерин их пуанты на сапоги, и вы получите совсем другой футбол и иные пляски. То же самое и с экономикой. Здесь нельзя добиваться результатов любой ценой. Экономика это и есть процесс постоянного поиска самых естественных, самых умных и самых эффективных решений возникающих хозяйственных задач и проблем. Бессмертное брежневское: «Экономика должна быть экономной», в свое время вызвавшее шквал насмешек, вновь маячит перед нами во всей своей остроте и неотложности. Ни один честный человек не станет отрицать, что российская экономика не экономна и не эффективна.

В чем же дело?

Любители простых и односложных ответов на самые головоломные проблемы будут явно разочарованы: причин великое множество. Попробуем выяснить хотя бы некоторые из наиболее очевидных. Во-первых, дело, безусловно, в неадекватном кадровом составе руководства. Вспомним лозунг «Кадры решают все»! Да, действительно, кадры должны решать все. Но в течение почти всей нашей истории, этот лозунг так и оставался пустой декларацией. Потому что эти кадры всегда подбирались самим начальством. Это и создало странное и уродливое явлеиие – номенклатуру, когда директора мясокомбинатов или макаронных фабрик в одночасье становились руководителями высших учебных заведений, театров, музеев, а то и городских или областных администраций.

Всякому понятно, что оркестр, составленный из людей, плохо владеющих инструментами или вообще ими не владеющих, ничего толком не сыграет. Но от начальства мы всенепременно ждем положительных результатов, вообще не выясняя их способности на этот счет. Большая часть руководства у нас назначается сверху. Но и те, которые идут как выборные… Ну, вы сами имеете возможность оценивать качество этих кастингов.

Могут ли в организациях, управляющих нашей жизнью, работать порядочные люди и хорошие специалисты? Могут. Но их всегда будет мало и их обязательно будет гнобить окружающая их наглая серость. В противном случае у них был бы шанс навести порядок хотя бы в своей конторе.

Объективный закон номенклатуры: умные, талантливые или хотя бы профессиональные люди здесь не нужны. Нужны верные или, по крайней мере, демонстративно лояльные. Так и набирается коллектив личностей, играть не умеющих и, соответственно, совестью не обремененных. Они и тем, кто умеет, играть не дадут. Ничего хорошего, конечно, их деятельность не приносит и принести не может. Населению России долго еще придется жить под их неэффективным управлением почти африканского качества. Но когда вся эта свора тянется «решать» экономические вопросы, стране вообще начинает угрожать крах.

Бюрократия и экономика не совместимы, как не совместима казарма с наукой. И это – вторая серьезная причина отсутствия конкурентоспособности у российского производства. Чиновников все время так и тянет к экономике, словно там им медом намазано. Ясно, что вся экономика пропитана деньгами, как большинство живых организмов пропитаны кровью. Деньги – это и есть кровь экономики. И все разговоры о том, что деньги – зло, есть не что иное, как тупое кликушество, рассчитанное совсем уж на дебилов. Деньги – зло только тогда, когда они находятся в чужих карманах. Вот с этим злом чиновники и сражаются. Главный метод их борьбы заключается в создании многочисленных искусственных барьеров бюрократического толка для всех, кто хотел бы попробовать свои силы в хозяйственной деятельности, с тем, чтобы затем можно было оказывать предпринимателям «содействие» в преодолении этих препятствий на «взаимовыгодных условиях». Понятное дело, что эти «условия» весьма негативно сказываются на конкурентоспособности отечественного производства. И без расходов на отопление издержки взлетают до небес.

Ну, и самая главная причина нашей хозяйственной неэффективности – отсутствие экономической свободы. Лошадь, связанная путами, далеко не уйдет. Рядовые предприниматели, опутанные с ног до головы разного рода ограничениями, тоже никуда не продвинутся, не выходя за рамки легальных действий. Может сложиться впечатление, что проводится политика их сознательной массовой криминализации. Скорее всего, это, конечно, не так. Просто правящая бюрократия, видимо, остерегается выпускать их на волю, понимая, что, набрав силу, отечественные предприниматели как класс могут не только коренным образом улучшить материальное положение страны, но и способны представлять угрозу привилегированному существованию самой элиты. Поэтому чиновничество с легкостью запускает на наш рынок иностранный бизнес, готовый работать у нас даже на птичьих правах. С ним в случае чего всегда можно будет разобраться по политическим мотивам. А вот в отношении наших соотечественников делается все, чтобы им было неповадно даже задумываться всерьез и надолго о собственном деле.

И что бы наше руководство не провозглашало с трибун, ни о каком благосостоянии населения они не заботятся и заботиться не будут. Им самим нужен бедноватый, терпеливый, в меру запуганный и сильно оглупленный народец.