Имена отважных героев Русского Севера увековечены на географических картах и в граните памятников. Но кто решится сказать, что нам известно об этом крае все?
Иначе как удивительным предположение Дмитрия Герасимова не назовешь. Ведь в те времена люди просто не представляли, как выглядит северо-восточная оконечность Евразии. Откуда же это мог знать дьяк Герасимов даже при всей его образованности? Новгородец по происхождению, он наверняка был знаком с местной летописью, которая рассказывает о походе посадника Улеба на «Железные ворота» в 1032 году. В наши дни ученые предполагают, что это вполне могли быть Карские ворота между Баренцевым и Карским морями. Отлично знал он и о возможностях поморских кочей — кораблей с круглыми боками, способных преодолевать льды и выдерживать сильнейшие нагрузки.
АНГЛИЙСКИЙ РЕВАНШ
Тем временем эпоха Великих географических открытий была в самом разгаре. Испанские и португальские мореплаватели вовсю осваивали необъятные просторы Нового Света и не слишком-то заинтересовались идеей Северо-Восточного прохода в Азию. В отличие от англичан и голландцев, которые позднее вступили в борьбу за колонии и мечтали наверстать упущенное.
В 1553 году из Лондона по направлению к Северному морю вышла небольшая экспедиция из трех кораблей. Английский король Эдуард VI поставил командующему Хью Уиллоби задачу пройти Северо-Восточным путем в Китай и Индию и по возможности завязать торговые отношения.
В 1596 году голландские мореплаватели Яков Гемскерк и Виллем Баренц обогнули Новую Землю с севера и вышли в Карское море. Не в силах продолжать путь в сложных ледовых условиях, капитаны встали на зимовку в бухте Ледяная Гавань и сумели ее пережить — не в последнюю очередь благодаря находчивости Баренца, блестяще организовавшего жизнь команды в экстремальных условиях. Моряки построили себе сносную хижину, каждый день выполняли физические упражнения и даже купались в профилактических целях в бочке с ледяной водой. С наступлением весны голландцы решили больше не испытывать судьбу и повернули назад. На двух шлюпках они добрались до Кольского полуострова и с попутным кораблем вернулись на родину.
СЕМЕЙКА ДЕЖНЁВА И ВЕРСИЯ ЛОМОНОСОВА
В июне 1648 года из устья Колымы в Ледовитый океан вышли несколько кочей под командованием казачьего атамана Семена Дежнёва и торгового человека Федота Алексеева по прозвищу Холмогорец. В поисках «новых землиц» и «рыбьего зубу» они направились на восток, с большими потерями обогнули Чукотку и вышли в Тихий океан, доказав существование пролива между Азией и Америкой.
Современники не оценили значения дежнёвского похода. За более чем двадцатилетнюю службу и 289 пудов моржовых клыков на сумму в 17 000 рублей казна отблагодарила Дежнёва лишь 126 рублями жалования. Что до Великого географического открытия, то о нем просто забыли.
С 1733 по 1742 год по инициативе командора Витуса Беринга и под эгидой Адмиралтейств-коллегии несколько отрядов изучили побережье Ледовитого океана от Архангельска до устья Колымы и составили подробное географическое, ботаническое и геологическое его описание. Сегодня карта Русского Севера пестрит именами участников этого титанического предприятия — мыс Челюскина, море Лаптевых, мыс Шпанберга. Сам инициатор экспедиции командор Беринг хоть и не повторил подвиг Дежнёва (он лишь дошел до пролива между Америкой и Азией, но не пересек его), оставил в истории освоения морских рубежей нашей страны огромный след, описав берега Камчатки и открыв множество островов.
Свою роль в освоении Северо-Восточного прохода сыграл и главный русский ученый бурного XVIII века Михаил Ломоносов. Выходец из архангельских поморов, он всю жизнь занимался изучением северных рубежей России, собирал сведения о Ледовитом океане. В 1762 году Михайло Васильевич представил на суд Академии наук и Морской комиссии «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию».
Ровно через год из Архангельска вышли три шхуны, названные по именам капитанов, — «Чичагов», «Панов» и «Бабаев». По пути мореходам предстояло вести метеорологические и гидрологические наблюдения, замерять глубины, изучать животный и растительный мир. Однако продлилась экспедиция недолго. Дважды эскадра под командованием капитана Василия Чичагова пыталась пробраться сквозь льды и дважды, не в силах противостоять стихии, поворачивала назад. Второй раз отступали так быстро, что забыли подобрать со Шпицбергена команду лейтенанта Рындина, оставленную там как раз для помощи Чичагову.
Поход Чичагова стал одной из последних попыток пробраться из Ледовитого океана в Тихий на парусных судах. Следующий этап в освоении Северного морского пути уже был связан с появлением на кораблях паровой тяги и гребных винтов.
ВАС ВЫЗЫВАЕТ «ТАЙМЫР»
С наступлением XX века освоение Ледовитого океана и превращение его в полноценную транспортную артерию стало для России жизненной необходимостью. Так, во время Русско-японской войны эскадре адмирала Рождественского пришлось обогнуть Африку, чтобы добраться наконец к месту боевых действий. Начало масштабного освоения Сибири переселенцами из центральных русских областей подталкивало правительство к поиску новых путей вывоза сибирского хлеба и других товаров.
В 1909 году со стапелей Невского судостроительного завода сошли два ледокольных парохода — «Таймыр» и «Вайгач». Уже через год из Владивостока на этих судах отправилась Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под командованием капитана второго ранга Бориса Вилькицкого.
Так экспедицией Вилькицкого было сделано последнее крупное географическое открытие в истории. Обнаруженный архипелаг назвали в честь правящего монарха — Николая II, а позже, уже в советское время, его переименовали в Северную Землю.
БОРОТЬСЯ И ИСКАТЬ…
Двадцатые и тридцатые годы XX века стали золотой эпохой в освоении Севера. Имена полярников знала вся страна, за судьбой отчаянных экспедиций следили, не отрываясь от радиоприемников. Дух этого бурного времени лучше всего характеризует девиз из знаменитого романа «Два капитана» Вениамина Каверина «Бороться и искать, найти и не сдаваться!».
Решающий штурм Северного морского пути возглавил крупный ученый, главный редактор Большой советской энциклопедии Отто Юльевич Шмидт. В 1929 году правительство поручило ему отправиться на Землю Франца-Иосифа, чтобы не только изучить этот архипелаг, но и закрепить его за СССР.
28 июля 1932 года из Архангельска по направлению к Новой Земле вышел ледокольный пароход «Сибиряков» водоизмещением 3200 тонн. Командовал судном капитан Владимир Воронин, научной частью экспедиции руководил Отто Шмидт. «Сибиряков» прошел проливом Маточкин Шар в Карское море, сделал техническую остановку в Диксоне, преодолел море Лаптевых и к началу сентября добрался до острова Колючин у побережья Чукотки. Здесь ледокол увяз во льдах, обломав все лопасти своего винта. После шестидневного ремонта корабль продолжил путь, но вновь напоролся на льдину, на сей раз срезавшую вал винта. Команде ничего не оставалось, кроме как поднять паруса и продолжить движение «по старинке».
После благополучного возвращения «Сибирякова» для хозяйственного освоения советской Арктики было создано Главное управление Севморпути, начальником которого назначили Шмидта. Вдоль побережья стали появляться метеостанции, пункты радиосвязи, аэродромы, началось активное строительство ледокольного флота.
В том же 1934 году другой выдающийся полярник, Владимир Юльевич Визе, на ледорезе «Литке» прошел из Владивостока в Мурманск без единой аварии, повторив подвиг Шмидта и подтвердив принципиальную возможность преодоления Севморпути за одну навигацию.
НЕ НУЖЕН НАМ БЕРЕГ СУЭЦКИЙ
Через сто лет после экспедиции Бориса Вилькицкого, в 2013 году, в России вступил в силу закон No 132-ФЗ, регулирующий торговое мореплавание в акватории Северного морского пути. В документе очерчены границы этого ледового маршрута (на востоке он ограничен мысом Дежнёва и морской границей США, на западе — меридианом мыса Желания и восточной береговой линией Новой Земли) и заявлено, что СМП — это «исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация Российской Федерации». Годом ранее под эгидой Русского географического общества началась «генеральная уборка» Арктики, главным образом от скопившихся там в огромном количестве бочек из-под горючего.
Ответ на вопрос, почему именно сейчас Северу и Северному морскому пути уделяется столь пристальное внимание, очевиден: регион обладает огромными запасами газа и нефти, которые с таянием арктических льдов становятся все доступнее.
С другой стороны, отступление ледяного покрова открывает этот канал для транзита товаров из Азии в Европу и обратно. К примеру, путь из Роттердама в Иокогаму через северные моря примерно на треть короче, чем через Суэцкий канал. К тому же в Арктике, как известно, не бывает пиратов.