Публий Теренций Афр был древнеримским драматургом и комедиографом. В отличие от иных личностей того времени, его биография дошла до нас благодаря стараниям Светония.
Родился драматург не ранее 185 года до н. э., но не позже 190 года до н. э. Был уроженцем Карфагена. Это так же можно понять из его прозвища - Афр, что даёт понять, что он относился к африканскому или ливийскому племени.
Теренций перебрался из уже разрушенной войнами Карфагена в Рим, где служил в качестве раба у сенатора Теренция Лукана. Сенатор увидел в юном рабе хороший потенциал, вследствие чего подарил ему хорошее образование, а после и вовсе сделал свободным. Это была распространённая практика, кстати. Через более 100 лет Красс начнёт обучать и продавать рабов. Однако в данном случае, сенатор оказался великодушным.
Казалось бы, не так давно окончилась Вторая Пуническая война, ещё вчерашний враг гуляет по Риму. Но Теренций смог добиться вхождение в сливки общества не без своего таланта. Тогда была мода (которая ещё скоро не стихнет) на греческую литературу. И правда, в Риме долгое время культура никак не развивалась. Но вот молодые римские аристократы захотели своей родине так же выдающихся произведений, а также повысить нравы и речь своих соотечественников. И как раз в этом обществе, что организовал Сципион-младший совместно с его другом Лелием, состоял Теренций. Они-то его и вдохновили на написание комедий.
Теренций многого добился в контаминации. Это сочинения произведений по двум пьесам одного автора или пьесам нескольких литераторов. И вот у Теренция основами для комедий служили творения греков Менандра
и Аполлония Афинского.
Писал он комедии, что основаны по комедиям Менандра, 6 лет (166 по 160). И написал он "Самоистязатель", "Девушка с Андроса", "Евнух","Братья." У Аполлония он взял канву для написания 2-х пьес: "Свекровь" и "Формион". Это поистине наиредчайший случай, когда такие древние письмена смогли дожить до нашего времени без каких-либо изъянов, в полном объёме.
Теренций писал свои сочинения более последовательно, более серьёзными он делал их. Очень много внимания уделял психологической достоверности персонажей. Это его отличало от не менее известного Плавта, что тоже был комедиографом и брал за основу греческие письмена. Просто у Теренция не было всякой там буффонады и грубой комичности. У Теренция пролог не участвовал в развитии сюжета. Нужен он был для полемики с литературными оппонентами и публицистических высказываний.
Ещё при жизни он получил настолько большое почитание, что его произведения преподавали в школах, а также были объектами для говора комментаторов-грамматиков. Влияние пьес Теренция сказалось на всей последующей римской драматургии. Что уж там говорить, даже Феофан Прокопович (русский богослов, писатель, духовный и поэтический деятель) говорил:
Российским господам Мольерам: кто хочет писать комедию, пусть тот подражает Теренцию
Впрочем, влияние Теренция особенно это задело тогаты, что появилась во II веке до н. э. Не забывали о своём великом творце римляне и в будущем. Но, к сожалению, умер Теренций очень рано - в 159 году до н. э.
Спасибо, что прочитали эту статью. Если она вам понравилась, оставьте комментарий и поставьте лайк. А также подпишитесь на канал, если вы ещё этого не сделали.