Найти тему
Строительная Орбита

Владимир Ильин: «Необходима воля исполнительной власти для принятия единых правил»

ООО ≪Чувашлифт≫ – одно из лучших предприятий отрасли. Вот уже более полувека компания тщательно анализирует потребности своих клиентов и предлагает инновационные и надежные решения для новых зданий, обеспечивает безопасную и бесперебойную работу оборудования в течение его эксплуатации, а также модернизацию и замену возрастного оборудования. На вопросы отвечает Генеральный директор ООО «Чувашлифт» Владимир Ильин.

– Владимир Дмитриевич, расскажите, пожалуйста, об истории Вашей компании. С чего все начиналось?

– История компании начинается с 1969 года, когда был создан монтажный участок Нижегородского монтажного управления Треста ≪Союзлифтмонтаж≫. Относительно небольшой участок с ростом объема выполняемых работ перерос в самостоятельный филиал ОАО ≪Союзлифтмонтаж≫ – в ООО ≪Чувашлифт≫. Этот рост связан с бурным ростом объема жилищного строительства в Чувашской Республике. В 2001 году путем преобразования ООО ≪Чувашлифт≫ становиться ЗАО ≪Чувашлифт≫ (с 2018 года – ООО ≪Чувашлифт≫). Для выполнения значительно возросшего объема работ по монтажу лифтов, их обслуживанию и ремонту было принято решение о строительстве Производственно-комплектовочной базы, в состав которой входят склады (крытого и открытого типа), цех металлообработки, гараж и административное здание. Это позволило самостоятельно выполнять полный цикл работ, включающий поставку, хранение, монтаж, пусконаладочные работы лифтов, их техническое обслуживание и ремонт.

– Каковы основные направления деятельности компании сегодня?

– Основные направления деятельности компании связаны с вертикальным транспортом: лифтами и эскалаторами. Это поставка, монтаж и пусконаладочные работы. Но в современных рыночных условиях узкоспециализированным организациям все труднее конкурировать и выживать. Поэтому возросла актуальность выполнения комплекса работ, связанных с вертикальным транспортом, в так называемом формате ≪под ключ≫. В таком формате работ есть неоспоримое преимущество: заказчик передает подрядчику место выполнения работ, а обратно получает готовое к эксплуатации смонтированное и налаженное лифтовое или эскалаторное оборудование. При таком подходе работы выполняются более оперативно. Такой формат выполнения работ потребовал от компании расширение перечня выполняемых работ, в который были дополнительно включены строительно-отделочные работы, работы по изготовлению и монтажу металлических обрамлений дверей лифтов, работы по диспетчеризации. Согласно требованиям Технического регламента ≪Безопасность лифтов≫, при замене лифтового оборудования требуется выполнение проектных работ. В этой связи была создана группа специалистов, выполняющих проектно-сметные работы.

Для выполнения этих работ требуются специалисты и работники, прошедшие соответствующее обучение, аттестацию. Кроме этого, есть спрос на обучение лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию. В этой связи был создан Учебный центр, учебный центр по подготовке рабочих и специалистов лифтовой отрасли: монтажников и наладчиков, ответственных лиц, электромехаников и т.д. Кадры любой компании – это тот потенциал, который необходимо создавать и развивать, если основной целью является развитие. Поэтому к данному вопросу необходимо относится серьезно. Это заключается в обучении, стажировке, аттестации работников, занятых монтажом и наладкой лифтового и эскалаторного оборудования. Также и инженерно-технические работники, занятые организацией производства работ, непосредственным руководством и контролем выполнения работ, проходят обучение, аттестацию, проверки знаний и курсы повышения квалификации. Они внесены в Национальный реестр специалистов. Надо отдельно отметить, что часть специалистов прошла обучение и стажировку за рубежом, в частности на лифтостроительных заводах Китайской народной республики и Республики Корея.

Также проходили обучение и стажировку на Щербинском лифтостроительном заводе. Это является хорошей основой для обучения остальных работников уже в Учебном центре компании, позволяет передавать накопленный опыт молодому пополнению.

– На каких объектах установлены лифты компании «Чувашлифт»? Кто ваши основные заказчики и партнеры?

– Основными заказчиками компании являются строительные организации, осуществляющие строительство как на территории Чувашской Республики, так и за ее пределами. Прежде всего, это необходимость поставки и монтажа лифтового оборудования для вновь возводимых многоквартирных жилых домов. Кроме этого, одними из заказчиков являются Фонды капитального ремонта многоквартирных домов или Товарищества собственников жилья, которые обращаются по поводу замены лифтов, отработавших свой назначенный срок службы. В среднем, количество поставленных и смонтированных лифтов достигает около 120-150 единиц в год.

К сожалению, в связи со сложившимися обстоятельствами в экономике, практически затормозилось строительство коммерческих объектов: офисных зданий, торговых и развлекательных центров, административных зданий. Данные объекты, как правило, требовали лифтовое оборудование с более высокими характеристиками (отделка, скорость движения, грузоподъемность/ вместимость, и т.д.), нежели чем лифты для жилых домов, для которых главным критерием выбора является низкая цена. Наша компания сотрудничает со всеми ведущими заводами-изготовителями лифтового и эскалаторного оборудования. Наличие высококвалифицированного персонала, имеющего большой опыт работы, позволяет монтировать и налаживать как отечественное оборудование, так и импортное. Прохождение обучения и стажировки на российских заводах, так и за рубежом, позволяет персоналу справляться с решением задач любой сложности.

– Ваша компания работает в основном в Республике Чувашия? Какие отношения сложились с администрацией города Чебоксары и других городов?

– В России очень важен вопрос замены старых лифтов, отработавших свой нормативный срок службы. Его актуальность не снизиться, а будет только расти. И без поддержки местных органов власти, без их поддержки специализированных организаций эту проблему решить невозможно. Это связано, прежде всего, с финансированием, с организацией выполнения работ и их приемкой-сдачи. Дошло до абсурда, что сами работы (включая изготовление лифтов) по сроку занимают меньше времени, чем их сдача-приемка. Для того чтобы работы приняли, необходимо подготовить и согласовать большое количество документов (актов, проектов, справок, смет и т.д.), получить подписи минимум одного десятка человек. А если в каком-либо документе есть неточность или ошибка, то приходится заново проходить этот путь. С какой целью сделана эта бумажная бюрократия совершенно не понятно. В то же время лифты смонтированы, проверены и эксплуатируются.

К сожалению, никто не занимается вопросом упрощения процедуры приема-сдачи выполненных работ. Наоборот, многие, кто тем или иным образом связан с этим, дополнительно выдвигают свои требования, порой ничем не обоснованные. Необходима воля исполнительной власти для принятия единых правил проведения данной процедуры, введение унифицированных форм и единого перечня сдаваемых подрядными организациями документов. Также необходима проработка вопроса минимизации данного перечня документов, а не принцип ≪бумажка на бумажку≫.

– За время работы компания приобрела репутацию надежного и опытного партнера. За счет каких слагаемых это удалось?

– Что такое ≪успех компании≫? Чем он определяется? Для определенных компаний – это безубыточность, для других – чистая прибыль. Но это просто деньги. В одно время они есть на счету, в другое время их нет, поэтому приходится обращаться к кредитным организациям. В нашем понимании успех компании – это сохранение и развитие производственного потенциала, который позволяет не только решать текущие вопросы по уже подписанным контрактам, но и решать задачи, которые возникнут в будущем: рост объема выполняемых работ, увеличение номенклатуры оказываемых услуг, решение сложных технических вопросов и т.д.

Чтобы иметь такой потенциал, необходима база как материальная, так и трудовые ресурсы. Мы не только сохранили свою производственно-комплектовочную базу (ПКБ) как наследство от Союзлифтмонтажа, но и занимаемся ее развитием. Укомплектованность ее грузоподъемными кранами, складскими и административными помещениями, металлоремонтным цехом дает возможность выполнять широкий спектр работ своими силами.

– Какие новые разработки лифтов предлагает ваша компания?

– Техника и технологии не стоят на одном месте: идут разработки и внедряются в производство новые лифты. Все большую популярность приобретают лифты без машинного помещения, лифты с малыми приямками или верхним этажом. Кроме самой конструкции лифтов произошли сильные изменения в системах управления: широко внедряется микропроцессорная распределённая система, когда каждый узел, входящий в такую систему, имеет свой контроллер, и передача информации осуществляется по общей шине коммуникации (CAN-шина). Это позволяет значительно уменьшить число электрических кабелей линий связи и сигнализации, сделать более гибкую систему управления. Скажем, добавление или отказ от одного из устройств (узлов) управления не оказывает влияние на всю систему: система самостоятельно определяет состав подключенного оборудования, производит его мониторинг, сообщает о подключении нового оборудования или отказе какого-либо устройства.

В связи с требованиями о доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения практически все лифты стали комплектоваться частотными регуляторами скорости движения кабин лифтов, скорости открытия и закрытия дверей. Микропроцессорная техника стала неотъемлемой частью систем управления. Это накладывает соответствующие требования к персоналу, осуществляющего наладку и обслуживание такого оборудования.

– С какими проблемами вы сталкиваетесь сегодня? Что мешает слаженной и эффективной работе коллектива?

– Основной проблемой специализированной монтажной организации, занимающейся лифтами, является ≪нездоровая≫ конкуренция, сложившаяся в лифтовой отрасли. Это произошло в момент ухода от контроля со стороны Ростехнадзора в отношении лифтов в связи с введение Технических регламентов. Это не является причиной введения самих Технических регламентов: она связана с тем, что те организации, которые связаны с лифтами, перестали бояться получения штрафов за нарушения в области монтажа и эксплуатации лифтов и эскалаторов. Штрафы остались, но инспектора не имеют право оперативно контролировать данную область деятельности. Однажды нарушив, не получив соответствующего наказания за несоблюдение правил, нормативов и законодательства, фирмы продолжают монтировать лифты, вести их ≪черную≫ эксплуатацию. А далее это входит в привычку, подменяя понятие ≪надо≫ на ≪мы так всегда делали≫. Исчезает страх необратимости наказания за нарушения.

Такие фирмы не имеют обученного и аттестованного персонала, соответствующей материально-технической базы, оборудования. Они ничем не рискуют, не несут бремя деловой репутации, расходов по содержанию баз и обучения персонала. Если случится беда, то такие организации ≪исчезают≫ за пару дней, чтобы возродится уже новой компанией для продолжения своей деятельности.

Да, конкуренция – это двигатель прогресса, но это относится только к здоровой конкуренции, когда для всех организаций, втянутых в нее, существуют и работают единые правила, существуют и работают единые риски, в том числе по наказаниям. Но конкуренция, в которой существует только понятие цены контракта, а не качества выполнения работ, является якорем, который не только сдерживает развитие лифтовой отрасли, но тянет ее на дно.

– Что вы думаете по поводу импортозамещения в лифтовой отрасли? Что мешает этому процессу?

– Импортозамещение стало ≪модным≫ словом. Но надо понимать и трезво оценивать все действия, связанные с ними. Да, можно полностью отказаться то импорта, перейдя на отечественную продукцию. Но это может привести к деградации отрасли, когда перспективные и прогрессивные разработки, технологии будут исключены полностью или их внедрение и развитие будет несоизмеримо медленнее по отношению к мировой практике. Чтобы этого не произошло, необходимо делится опытом, в том числе, и зарубежными партнерами. Хорошо, что в лифтовой отрасли практически нет политики, нежели как в топливно-энергетической сфере. Поэтому продолжается работа организации международных выставок, на которых все желающие, начиная от специалистов монтажных организаций, лифтостроительных заводов и заканчивая конечными пользователями, могут ознакомиться с новыми разработками, уловить тенденции развития. Это нужно для всех, как для отечественных компаний, так и для зарубежных.

– Каковы ваши планы на ближайшую перспективу? Планируете ли работать в других регионах России?

– Любая компания должна ставить перед собой цели. Это заставляет искать пути развития, не оставаться на одном месте, не почивать на достигнутом. В настоящее время идет модернизация оборудования на Производственно-комплектовочной базе: идет замена старых, еще 60-70-х годов выпуска, станков металлообработки на современные, с числовым программным управлением. Это позволяет выпускать продукцию высокого качества, в частности обрамлений дверей шахты лифтов, двери и люки машинных помещений. Это позволит компании стать независимой от сторонних поставщиков данной продукции, повысит качество и уменьшит сроки исполнения контрактов.