Ханты – это одна из коренных народностей, населяющих самый север Западной Сибири. Однако с недавних пор у этого слова появилось еще одно значение. «Хант» – это еще и марка отечественных вездеходов, ориентированных на работу на Севере в нефтегазовой отрасли. Машины эти выпускаются в небольших количествах, по нескольку десятков единиц в год, в основном под конкретный заказ, и для жителей подавляющего большинства российских регионов являются совершеннейшей экзотикой!
Предыстория появления этих машин довольно проста. В городе Сургуте, что расположен в Ханты-Мансийском автономном округе, уже много лет работает группа компаний «СКАТ-Югра». Начинала она с продажи грузовой и специальной автотехники для газовиков и нефтяников. Следующим шагом стал самостоятельный монтаж надстроек сторонних производителей на серийные шасси и изготовление прицепов-роспусков. Для этого еще в середине нулевых в Сургуте были зарегистрированы два автопроизводителя: ООО «Специализированная компания Авто Техники – Югра» и ООО «Белорусские машиностроители – Югра».
Но со временем руководители СКАТ-Югры пришли к пониманию возможности делать и успешно продавать технику собственной конструкции, которая будет полнее отвечать запросам потребителей, нежели серийные автомобили вроде КАМАЗа или Урала. Производство решили расположить в одном из самых промышленно развитых регионов – Челябинской области: в городе Миасс, под самым боком у заводов «УРАЛ» и «ИВЕКО-АМТ». Строительство предприятия начали в апреле 2015 года, назвав его «Завод тяжелых машин». Ну, а в качестве бренда для будущей техники, как уже говорилось, выбрали слово «Хант» по названию коренного населения того региона, где располагается СКАТ-Югра.
Первой моделью Завода тяжелых машин, представленной и сертифицированной в конце 2016 года, стал Хант-8051Н – полноприводная «четырехоска» на агрегатах грузовика Урал-4320 с бескапотной «ивековской» кабиной (сперва дорестайлинговой, позднее – с новой маской от грузовиков семейства «Урал-М»). С учетом специфики монтируемого на такое шасси крупногабаритного оборудования эта кабина у него сдвинута в сильно удлиненный передний свес рамы, за пределы двигателя, и опущена вниз, насколько это возможно.
От базового Урала «четырехоске» достался весь силовой агрегат: дизель ЯМЗ-53602-10 мощностью 311 сил, коробка передач (ЯМЗ, ZF или Fast Gear), «раздатка» с блокируемым межосевым дифференциалом. Ведущие мосты – также «ураловские», с расчетной нагрузкой по 6500 кг на передние и по 8750 кг на задние. При этом задние мосты объединены в тележку с рессорно-балансирной подвеской, а передние мосты имеют индивидуальную рессорную подвеску. С такой ходовой частью полная масса шасси Хант-8051Н возросла до 30500 кг при грузоподъемности около 20 тонн. При этом, согласно одобрению типа транспортного средства, Хант еще может таскать за собой прицепы весом до 6,5 тонн.
Дальнейшим развитием техники марки «Хант» для монтажа нефтепромыслового оборудования стали так называемые модульные передвижные платформы серии ППМ. По своей компоновке они весьма схожи с Хантами: кабина у них также сдвинута в передний свес. Но техника эта уже негабаритная, длиной до 18,5 метров и шириной более 3 метров. А потому и сертификацию платформы ППМ проходили уже не как автомобили, а как самоходные машины (с «тракторным» учетом). В общей сложности Завод тяжелых машин разработал полную линейку платформ с числом осей от двух до семи, но фактически в эксплуатацию пока были введены лишь образцы с колесными формулами 8х8 и 14х14.
Для платформы ППМ-410 (8х8) сперва применялась белорусская кабина МАЗ-МАН, максимально подрезанная снизу для уменьшения общей высоты. Позднее ей на смену пришла оригинальная каркасно-панельная кабина МКП2 собственного производства. Грузоподъемность такой платформы может доходить до 42 тонн, что уже вдвое превышает показатели шасси Хант-8051Н, несмотря на их очень похожие габариты. А полная масса ППМ-410 в данном исполнении достигает 56 тонн. Соответственно, набор агрегатов у этих машин сильно отличается. «Ураловские» мосты под такие нагрузки не подходят, поэтому на самых тяжелых платформах используются 16-тонные мосты китайской фирмы Hande, обутые в кразовские «лапти» модели ВИ-3. Двигатель тоже совсем другой: 11-литровая рядная «шестерка» серии ЯМЗ-652 в 412-сильном исполнении. Он соединен с 12-ступенчатой китайской коробкой Fast Gear и 2-ступенчатой китайской «раздаткой» ZQC2000. Все дифференциалы в трансмиссии для повышения проходимости выполнены блокируемыми.
Если же на платформе ППМ-410 оставить «ураловские» мосты, ее грузоподъемность составит 24 тонны при полной массе 37 тонн. Двигатель в этом случае ставится более простой: V-образная «восьмерка» ЯМЗ-238ДЕ2 мощностью 330 л.с. – безо всякой электроники, что ценится на Севере (раз платформа – не автомобиль, но и автомобильные экологические требования на нее не распространяются).
Самая массивная платформа – с колесной формулой 14х14 и грузоподъемностью от 47 до 75 тонн в зависимости от исполнения – называется ППМ-710. Наиболее тяжелая версия 7-осной платформы, которая и была воплощена в металле, весит 28 тонн. В движение ее приводит 15-литровый дизель ЯМЗ-7511 мощностью 400 сил, а мосты и колеса на ней применяются точно такие же, как и на тяжелой версии ППМ-410.
В 2018 году линейку дорожной техники Завода тяжелых машин продолжили грузовики классической бескапотной компоновки серии «Хант-8051S» (8х8), для которых стали использовать белорусские кабины МАЗ-МАН. В составе этого семейства сертифицировали несколько модификаций, различающихся применяемыми надстройками: бортовая платформа, платформа с КМУ, цистерна… Но фактически строили лишь образцы с 19-кубовыми самосвальными установками (модификация 8051S5), в том числе для перевозки скального грунта, а также с седельно-сцепным устройством для буксировки полуприцепов-тяжеловозов (модификация 8051S4).
Полная масса этих машин может составлять 44 тонны с односкатной ошиновкой и 48 тонн при использовании задних мостов с двухскатной ошиновкой. Применительно к самосвалам Хант-8051S5 их грузоподъемность соответственно будет составлять 26,2 либо 30 тонн.
Что касается агрегатного наполнения, то для автомобилей Хант-8051S варианты могли быть следующими. Двигатели – только 12-литровые китайские дизели Weichai WP12 (430 или 460 л.с.). Коробка передач – или 12-ступенчатая «механика» Fast Gear, или гидромеханические «автоматы» фирм Allison либо Xian. Раздаточные коробки могли носить марки ZF (немецкая) или ZQC (китайская). А ведущие мосты – снова марки Hande, в самом тяжелом исполнении.
В следующем году, 2019-м, прошли сертификацию два новых семейства Хантов: 8051В (8х8, опционально 8х4) и 8051Т (6х6, опционально 6х4). Автомобили этих серий максимально унифицированы между собой и отличаются лишь длиной рамы и количеством передних мостов. Для них завод стал закупать в Китае более современные кабины (в ОТТС они обозначаются как «кабины серии Т»).
По агрегатам оба этих семейства подобны Хантам серии 8051S, но с некоторыми нюансами. Для машин с колесной формулой 6х6 предлагаются не только 12-литровые дизели Weichai WP12 (в градациях мощности 400, 430 и 460 л.с.), но и 10-литровый WP10 (375 л.с.). А для автомобилей 8х8, помимо 12-литровых, стали доступны и 13-литровые дизели Weichai WP13 (480 или 500 л.с.). Сохранилась возможность выбора широкого ряда механических и автоматических коробок передач тех же производителей.
А по «раздаткам» стали возможны варианты заказа как китайских, так и отечественных изделий, производства группы компаний «КОМ» из Набережных Челнов. Причем хоть для китайских, хоть для российских «раздаток» предусмотрена возможность выбора конструкции: дифференциальная с постоянным приводом на все колеса или бездифференциальная с отключаемым приводом передней тележки.
Полная масса одиночных автомобилей в семействе Хант-8051В в зависимости от ошиновки и типа надстройки может варьироваться от 40,3 до 50 тонн, а для «трехосок» серии Хант-8051Т – от 32,8 до 41 тонны.
Наконец, в августе 2019-го были сертифицированы седельные тягачи на шасси последних семейств Хантов с колесными формулами 6х6 и 8х8. Их изготовителем числится другое юрлицо – сургутское ООО «УралАЗ-Югра», поэтому таким машинам присвоили новые индексы. «Трехоски» для работы в составе автопоездов полной массой от 52 до 90 тонн получили обозначение Хант-7751Т4 (они выдерживают нагрузку на седло от 15,8 до 30,5 тонн). А для «четырехосок» Хант-7751В4 производителем заявляется технически допустимая масса автопоезда на уровне 120 тонн!
В общем, вот такие небанальные автомобили делают в Миассе. За снимки к статье спасибо питерскому ГУП "Пассажиравтотранс", которое является дилером и официальным представителем Завода тяжелых машин в Северо-Западном федеральном округе. А если кому-то из моих читателей доводилось встречать эти машины во время перегона или даже в реальной эксплуатации – поделитесь в комментариях своими фотографиями! Я думаю, многим будет интересно на них посмотреть.