У городов, как у людей, у каждого своя история и своя судьба. Одни стоят веками, крепнут, набирают мощь, растут ввысь и вширь, переживая войны и отстраиваясь после пожаров. Другие расцветают стремительно, ярко, внезапно… и так же быстро потом угасают, пережив свою славу и оставив о ней только память, а порой и просто предание.
Такой и была легендарная Мангазея. Когда-то молва о ее несметных сокровищах разносилась далеко за пределы Российского государства. Еще в 1613 году в Амстердаме вышел сборник карт голландского географа Гесселя Герритса, в который была включена и Мангазея. Этот город вырос за полярным кругом на вечной мерзлоте четыреста лет назад и за свою короткую историю — всего 71 год — сумел оставить в истории нашей страны глубокий след.
Задолго до походов Ермака русские поморы уже открыли путь в Сибирь. На своих кочах — деревянных судах, приспособленных для плавания во льдах, — они добирались до Ямала, пересекали его где по мелким речкам, где волоком, чтобы затем выйти в Мангазейское море — так в те времена называлась Обская губа.
Путь этот был трудным и опасным. Достаточно сказать, что одно из ямальских озер до сих пор на языке местных народов называется Озером погибших русских. Однако риск окупался с лихвой — в устье Оби водилось видимо-невидимо пушного зверя, так что регулярные походы поморов за «мягкой рухлядью» в эти места продолжались веками. А в 1572 году на правом берегу реки Таз они построили в качестве перевалочной базы небольшую факторию.
Однако богатый пушниной сибирский край интересовал не только поморов. Россия продолжала осваивать земли за Уралом. И в 1600 году царь Борис Годунов приказал отправить в Обскую губу отряд стрельцов и казаков, чтобы они поставили там острог, привели местную «самоядь» под государеву руку и обложили ее ясаком. Повеление было исполнено. А спустя год на месте поморской фактории началось строительство Мангазеи.
Эти берега и сегодня пустынны — тундра, полярные ночи и холодное дыхание Северного Ледовитого океана делают их мало пригодными для жизни. И вот здесь, в этом неприютном краю, в самом начале XVII века вдруг вырастает город. А дальше начинаются удивительные вещи. Всего за десять лет Мангазея из захудалого окраинного острога превращается в торговую столицу всей Западной Сибири. Сюда съезжаются богатые купцы и промышленные люди, стекаются ремесленники, приходят искать убежища беглые крестьяне.
Мангазея разрасталась на глазах. В городе поставили кремль-детинец с пятью башнями, соборный храм, срубленный из кедра, воеводский двор и съезжую избу, где воеводы и подьячие вершили сыскные и судебные дела. Вокруг кремля образовался посад с гостиным двором, таможней, тремя церквями и тюрьмой. Здесь жили простые казаки, лавочники и мастеровой люд. Всего в Мангазее насчитывалось около двухсот домов и до полутора тысяч жителей. В торговый и охотничий сезон население удваивалось. Жизнь била здесь ключом.
Что же так притягивало людей в этот холодный и неприютный край? Золото. Точнее, мягкое золото — пушнина. Недаром же Мангазею называли златокипящей. Здесь делались огромные состояния. За год отсюда вывозилось до ста тысяч шкурок одних только соболей! А еще песцов, лис, белок, горностаев… Морской путь (его тоже стали называть Мангазейским), несмотря на риск, резко оживился — в «златокипящую» купцы поставляли хлеб, свинец и прочие нужные товары, причем продавали их местным по самым что ни на есть «северным» ценам. Обратно везли меха и мамонтовую кость.
Не будет преувеличением сказать, что на Мангазее тогда держалась вся страна. Ведь в XVII веке около трети всех денежных поступлений российской казны обеспечивала именно сибирская пушнина, а главным поставщиком ясака был огромный Мангазейский уезд. О масштабах финансовых потоков, которые шли через «торговую столицу», можно судить по архивным документам. И цифры впечатляют. В одном только 1636 году купцы вывезли из Мангазеи 87 210 соболей. В пересчете на деньги это составляло около полумиллиона рублей — то есть сумму, равную годовому доходу всего царского двора!
Десятки кочей из разных городов стояли по берегам реки Таз и ее притоков. Здесь можно было встретить и эвенков с Енисея, обменивающих шкурки на бисер, и иноземных «именитых гостей», торгующих заморским товаром. На раскопках города археологи обнаружили венецианское стекло, китайский фарфор, европейские золотые украшения. А еще — фрагменты музыкальных инструментов и остатки книг в кожаных переплетах с тиснеными рисунками, хорошо сохранившиеся благодаря вечной мерзлоте. Особая находка — редкая коллекция превосходно сработанных шахмат. Сибирские купцы и промышленники явно были не чужды чтению, изящным искусствам и интеллектуальным играм.
Увы, падение Мангазеи было почти столь же стремительным, как ее взлет. Тридцатые годы XVII столетия оказались для нее самыми «урожайными» — всего за семь лет, с 1630-го по 1637-й, она отправила в Москву полмиллиона соболей… Казалось, что богатства Мангазеи неисчерпаемы. Но конец «златокипению» был уже близок. Окрестные леса стремительно пустели. За три десятилетия люди выбили в устье Оби почти все зверье. Охотникам приходилось уходить в поисках добычи дальше и дальше на восток.
Не стало пушнины — не стало и магнита, который притягивал сюда людей. Все реже приезжали купцы и промышленники, все менее шумно и людно было в гостином дворе. Жители собирали свой скарб и уходили искать новые, более благодатные места… Под конец в кремле оставался лишь небольшой отряд служивых людей. А в 1672 году они получили разрешение покинуть заброшенную крепость и двинуться дальше, «встречь солнцу».
Город, который был ими построен в устье Нижней Тунгуски, назвали Новая Мангазея. Однако успех и славу сибирского Эльдорадо ему повторить не удалось. И вскоре было утрачено даже имя. Город стал называться Туруханском. А сама Мангазея постепенно превратилась в легенду. И только остатки старинных развалин на правом берегу реки Таз еще напоминали, что здесь когда-то была «торговая столица Сибири»…
В истории Сибири были и другие города, чья судьба удивительно напоминает Мангазею. Но об этом мы поговорим в следующий раз.
Статья Павла Кожухова «Города, унесенные ветром»
Журнал «Неизвестная Сибирь» №20
Еще больше статей на нашем сайте - Неизвестная Сибирь: журнал о настоящем.