Несмотря на огромную популярность театральной читки (пьесы читают по всей стране — на фестивалях, лабораториях, в рамках специальных программ для режиссёров, актёров и зрителей; даже в коворкингах и клубах, имеющих отдалённое отношение к театру, но позиционирующих себя как арт-пространства), всё-таки не все ещё чётко понимают, что это за жанр, и чем он может быть интересен обычному зрителю. Что это — просто произнесение вслух текстов? Какой в этом смысл? Пьесу можно прочесть и дома, про себя, для этого не обязательно собираться в кружок в душной комнате, да ещё и платить за билет...
Попробуем вникнуть и понять, какова конечная цель режиссёра (у настоящей театральной читки непременно есть #режиссер!), исполнителей и зрителей, принимающих участие в подобном мероприятии. Тему для вас прокомментируют актёры Нового драматического театра Дарья БУТАКОВА, Николай РАЗУМЕНКО и Маргарита ЕФРЕМОВА.
Что такое театральная читка?
Сразу следует запомнить: актёрская читка пьесы как элемент застольного периода и театральная читка как самостоятельный жанр — абсолютно разные вещи. Первое является техническим этапом подготовки спектакля, и не предназначено для посторонних глаз. Второе, наоборот, рассчитано на публику, и даже предполагает её участие в процессе. Зрители театральной читки могут громко реагировать на услышанное, обсуждать его, высказывать своё мнение о персонажах и диалогах. Последнее, кстати, очень полезно для драматурга, если он находится в зале: то, что на бумаге кажется живым и естественным, при публичном произнесении вслух часто превращается в нечто непроизносимое и плохо воспринимаемое при чтении с листа. Даже опытные авторы, поприсутствовав на читке своей пьесы, зачастую садятся править и редактировать свои тексты, чтобы сделать их более сценичными.
Главная творческая задача, которую ставят перед собой организаторы театральной читки — .это представить текст зрителю, преподнести его. Поэтому нет никакого оформления, костюмов, грима, света... При этом мы, и участники, и слушатели, всё равно принимаем участие в театральном зрелище, потому что пьеса "пропущена" сквозь индивидуальности режиссёра и актёров, а это тоже интерпретация, как бы ни хотелось от этого уйти. Просто она менее проявлена, почти незаметна; пока мы воспринимаем написанное, мы думаем о персонажах и ремарках, а не о конкретных исполнителях, и не отвлекаемся на "картинку". Актёру не спрятаться за эффектной мизансценой или музыкальным сопровождением: только он, текст и зритель на расстоянии вытянутой руки.
Многие режиссёры избегают формата читки именно из-за того, что приходится уступать пальму первенства автору, а это неизбежно приходит в противоречие с привычным уже режиссёрским главенством. Постановщику приходится менять приоритеты, отказываться от соблазна продемонстрировать своё решение, концепцию... Во время читки всё и все работают на текст, а не на воплощение режиссёрского замысла. Но при этом, как ни странно звучит, без грамотной режиссуры профессиональная читка не состоится. Просто здесь другое требование: не трактовать, не "раскрашивать" насильственно пьесу, не навязывать никаких однозначных оценок, даже не особо вдумываться и погружаться, а постараться произнести её такой, какая она есть, какой была написана. Разумеется, в функции режиссёра читки входит правильный подбор актёров, купюры (если они необходимы), предварительный разбор и анализ драмы с точки зрения её постановочных возможностей.
Дарья Бутакова
У меня нет опыта личного участия в театральных читках, но я бы хотела попробовать! Слышала от знакомых актёров, что это очень интересное мероприятие. Наши актёрские читки #пьесы во время репетиций — это совсем другое. Режиссёр просит: "Ничего не играем, читаем медленно, вдумываемся, ищем смыслы, задаём вопросы, где нужно — останавливаемся... " А во время читки на публику всё равно уже придётся так или иначе быть сопричастным персонажу. Я думаю, это был бы содержательный опыт живого общения и взаимодействия... Насколько я знаю, как проходят эти читки: собирается разношёрстная компания не знакомых между собой артистов. Соответственно, появляются новые знакомства, новые партнёры, новые задачи, а это всегда полезно... но, кстати, не знаю, как читки воспринимают зрители. Самой было бы любопытно это понять, узнать их мнение. А те мои знакомые артисты, которые участвовали в читках, говорили, что им это нравилось, потому что это ново, необычно и интересно!
Николай Разуменко
Лично мне всё-таки интереснее авторское чтение, а не безличное произнесение текста. Пусть будет импровизация, но должна быть какая-то выстроенность, присвоение... должен быть спектакль, а спектакль — это зрелище. Читки, по сути, появились не так давно, максимум лет двадцать назад. Я слушал и МХАТовские читки, и в других театрах... и всё же не очень понимаю этот жанр, когда артисты сидят перед залом и читают всё с листа... а для чего мы, собственно, собрались? Чтобы посмотреть, как #артист такой-то умеет читать? Ну, возможно, это тоже интересно кому-то из его поклонников. Понятно желание зрителя заглянуть в актёрскую кухню, но сейчас, на мой взгляд, этого слишком много. Сколько бы я ни слушал читки, ничего особенного ни разу там не почерпнул. Но раз это есть, значит, в этом есть потребность, зрительский запрос. Жаль, что упор делается не на актёра, а на материал, который он произносит. Наверное, так тоже можно, но мне это, увы, не близко.
Маргарита Ефремова
Читка как вид искусства... Оттолкнусь от собственного опыта. Не так давно я начала записывать аудиокниги, и столкнулась с необходимостью прочтения материала за кадром, без какой-либо картинки. Для этого тоже оказалось необходимо многое смотреть, изучать, читать, работать... Я считаю, что #театральная читка не так уж сильно отличается от того, чем я занимаюсь. Потому что в принципе любое живое импровизационное чтение — оно интересно уже потому, что сиюминутно и сиюсекундно; оно является отражением сегодняшнего внутреннего мира человека, который читает и который слушает. Сегодняшняя позиция артиста, сегодняшнее настроение... Подчеркну: мы говорим сейчас именно об импровизационном чтении, когда мы садимся, берём материал и читаем его сегодня, все вместе, живьём. При этом не играем, а только пользуемся словами автора, его оборотами и лексикой... и пытаемся наделить их силой, жизнью и эмоциями. Мне кажется, это здорово, и не случайно стало так популярно.
Эпидемия Covid-19 подпортила нам жизнь, но на некоторые вещи заставила взглянуть немного иначе. Я думаю, как раз театральная читка начала свою активную жизнь именно в эпоху пандемии. И я тоже заинтересовалась этим форматом во время карантина. Мне кажется, это очень важно делать, и сама бы с удовольствием поучаствовала в открытой читке на зрительный зал. Я вижу в этом массу полезного и для артиста, и для зрителя, потому что это выход из зоны комфорта. Это интересно, а актёру обязательно должно быть интересно!
Слушать, а не смотреть
Вы решили сходить на читку пьесы? Чтобы она была для вас продуктивной, попробуйте избавиться от ожиданий, связанных с чем-то визуальным. Настройтесь на то, что придётся воспринимать драматический текст на слух. Это звучит легко и очевидно, но не всем даётся сразу, ведь у каждого из нас индивидуальное восприятие. Кому-то проще читать глазами, кто-то легче усваивает речь, если звучат голоса профессиональных актёров.
Помните, что читка — не радиоспектакль, и не рассчитывайте, что услышите полноценное произведение искусства, адаптированное под художественные особенности радиотеатра. На читке можно непосредственно реагировать, аплодировать, смеяться, улавливать интонации живых исполнителей... в каком-то смысле она демократичнее и свободнее, чем другие театральные формы.
Не стоит ждать от текстов, которые выносятся на читку, какой-то особенной глубины, ясности и афористичности. Зачастую это всего лишь наброски, эскизы, материал для осмысления, иногда целые куски документальных записей в минимальной художественной обработке. Драматург и режиссёр могут ещё много раз переделывать материал, прежде чем он превратится в законченный #спектакль
Увидеть на сцене актёров, которые поделились с вами соображениями о феномене театральной читки, можно на сцене Московского Нового драматического театра (Москва, ул. Проходчиков, д. 2)
Заказ билетов +7 (499) 182-03-47
АФИША И БИЛЕТЫ