Найти в Дзене
Кот-ученый

Кандидаты в подводный «ядерный клуб»

Юрий Каторин

Секция бразильской АПЛ в сборочном цехе кампании ICN
Секция бразильской АПЛ в сборочном цехе кампании ICN

Министерство обороны Бразилии разработало новый план развития вооруженных сил, в соответствии с которым программа создания первой национальной атомной подводной лодки (АПЛ) получила приоритетный статус. Программа создания атомной подводной лодки была инициирована министерством обороны Бразилии еще в 1979 году, однако после падения военного режима в 1985 году ее реализация была приостановлена. И только в 2011 году президент страны Луис Инасио Лула да Силва* принял решение о возобновлении программы и открытии ее финансирования в объеме 500 миллионов долларов в течение восьмилетнего периода.

*Луи́с Ина́сиу Лу́ла да Си́лва (Luiz Inácio Lula da Silva; род. 6 октября 1945) — президент Федеративной Республики Бразилия с 1 января 2003 г. по 1 января 2011 г. Со времен участия в профсоюзном движении известен более не по фамилии, а по прозвищу «Лула», которая является уменьшительной формой от имени Луис. Позже этот элемент был официально включен в состав фамилии. Соучредитель и почетный председатель социалистической Партии трудящихся (порт. Partido dos Trabalhadores). Пять раз участвовал в президентских выборах. Первые три раза (в 1989, 1994 и 1998 годах) проиграл. Был избран в 2002 и переизбран в 2006 году.

Строительство АПЛ осуществляется при содействии Франции, которая также поставила ключевые технологии. При этом за основу бразильские разработчики взяли дизель-электрическую подводную лодку (ДЭПЛ) французского проекта «Scorpene». Хотя первоначально создание АПЛ планировалось на базе немецкого проекта 209/1400, по которому на верфи в Рио-де-Жанейро уже были построены четыре ДЭПЛ. На выставке вооружений LAAD-2015 была показана концептуальная модель бразильской многоцелевой атомной подводной лодки, которая разрабатывается с 2008 года. Согласно имеющимся планом, ВМС Бразилии должны поучить пять таких АПЛ.

Модель бразильской АПЛ на выставке LAAD-2015
Модель бразильской АПЛ на выставке LAAD-2015

Впрочем, намерение Бразилии построить эскадру собственных АПЛ в настоящее время многие специалисты характеризуют как слишком оптимистичное. В основе такой оценки лежат значительные финансовые трудности, испытываемые бразильскими вооруженными силами и страной в целом в связи с экономическим кризисом и пандемией. Дополнительно к уже затраченным на разработку реактора 800 млн. долларов требуется еще, как минимум, 1,4 млрд. на строительство наземного прототипа реактора. Ибо для атомной подлодки пришлось разработать весьма компактный реактор. Это не стало большой проблемой, ибо в 2006 году Бразилия стала девятой страной мира, владеющей полным циклом ядерных технологий. Кроме того, у бразильских специалистов возникли проблемы в ходе с создания специального комплекса для обогащения урана. Контракт на постройку четырех дизель-электрических субмарин и одной атомной подлодки для ВМС Бразилии был подписан в 2009 году. В марте 2013 года в городе Итагуай в присутствии президента Дилмы Руссефф (Dilma Vana Rousseff; р. 1947 г.) прошла церемония открытия судостроительной верфи, на которой в сотрудничестве с Францией будет строиться первая бразильская атомная субмарина.

Судостроительная верфь кампании ICN
Судостроительная верфь кампании ICN

Это судостроительное предприятие будет заниматься строительством четырех подлодок типа «Скорпен», а затем и атомной подводной лодки. Общая площадь предприятия составляет 55 тысяч кв. м. В распоряжении UFEM – портальный кран грузоподъемностью 150 т, высокопроизводительные прессы для формовки стальных конструкций, цех для сборки корпусных секций, а также два сухих дока для проведения технического обслуживания подводных лодок. Первая неатомнаялодка спущена на воду в 2019 году и передана флоту в 2020 году.

За ней в 2021-м, 2023-м и 2024 годах последуют оставшиеся. Согласно плану, строительство атомной подлодки SNBR (получившей предварительное название «Alvaro Alberto») началось в 2016 году, а в состав бразильского флота она будет включена в 2025 году. Она будет несколько больше, чем неатомные предшественницы: длина корпуса — 100 м, диаметр — 9,8 м. Подлодка водоизмещением порядка 6000 т будет приводиться в движение силовой установкой мощностью 48 МВт. Субмарина сможет нести торпеды, противокорабельные и крылатые ракеты, а также морские мины в шести торпедных аппаратах.

Первая бразильская ПЛ типа «Скорпен» (S-40 «Ричелло») на верфи кампании ICN
Первая бразильская ПЛ типа «Скорпен» (S-40 «Ричелло») на верфи кампании ICN

Непосредственно стоимость строительства корабля оценивается в 2,6 млрд. долларов, из которых 1,6 миллиарда будут потрачены на сборку атомного реактора. Судя по сообщениям СМИ, план успешно реализуется. Бразильская судостроительная компания ICN (Itaguaí Construções Navais) завершила сборку первой секции 2А будущей атомной подводной лодки SBR1, сообщает naval.com.br 22 декабря 2014 года. Следующим шагом станет сварка секции с кормовым модулем TR4. Учитывая сложность и уникальность строительства атомной субмарины в Бразилии, ведется обучение инженеров в Центре СIAMA (Centro de Instrução e Adestramento Almirante Attila Monteiro Aché). Спуск на воду бразильской атомной подлодки S-BR намечен на 2021 год. В 2025 году она должна войти в состав флота. Предварительные шаги на пути к этой цели уже сделаны: в стране открылся завод по производству гексафторида урана, началось проектирование атомной энергетической установки, открылась судостроительная верфь и ведется подготовка операторов ядерных реакторов.

Проект бразильской АПЛ SN-Br («Alvaro Alberto»)
Проект бразильской АПЛ SN-Br («Alvaro Alberto»)

Общая стоимость программы оценивается в 10 млрд. долларов. Данный проект – отражение растущих геополитических и военных амбиций Бразилии. Атомный подводный флот призван также обеспечить защиту экономических интересов страны в Южной Атлантике. Проект по созданию собственной атомной подводной лодки, который разработан в Бразилии, позволит стране подняться на новый геополитический уровень. Бразильские планы относительно освоения новых технологий, несомненно, похвальны. Но, читая новости, трудно отделаться от одного вопроса: зачем? В настоящее время южноамериканский регион является довольно спокойным и стабильным. Крупные военные конфликты в ближайшее время не предвидятся, хотя некоторые страны и имеют претензии друг к другу.

Спуск на воду новейшей ДЭПЛ РК  проекта «Чанбого-III»
Спуск на воду новейшей ДЭПЛ РК проекта «Чанбого-III»

ВМС Южной Кореи по состоянию на 2020 год владеют 18 подводными лодками, которые оснащены дизельными и воздухонезависимымисиловыми установками. Флот КНДР, согласно открытым источникам, может иметь до 70 субмарин. Ряд экспертов давно говорят, что Сеул должен принять планы, которые бы предусматривали новый этап проекта модернизации флота – «Чанбого-IV», в рамках которого необходимо было бы создать подлодки водоизмещением 4–5 тысяч тонн, с атомным реактором на борту и более мощным ракетным и торпедным оружием.

Технически у Южной Кореи все предпосылки для решения этой задачи имеются: судостроительная промышленность – крупнейшая в мире, атомные реакторы – уже делаются корейцами и даже экспортируются за рубеж, технологии пуска из-под воды – есть (или почти есть), ракетная программа – развивается очень быстрыми темпами. Ключевым здесь является вопрос технологий созданий компактных ядерных реакторов, которые можно было бы «втиснуть» в корпус подлодки. Были слухи, что корейцы проявляли большой интерес к получению «ноу-хау» от других стран, но официально это все отрицается.

Южная Корея имеет на вооружении 18 ДЭПЛ, отвечающих самым высоким требованиям
Южная Корея имеет на вооружении 18 ДЭПЛ, отвечающих самым высоким требованиям

Представители Сеула до сих пор постоянно категорически опровергали все слухи о планах создания атомных подлодок. Но подобная информация с завидной регулярностью появляется на страницах СМИ, а независимые корейские военные эксперты часто открыто говорят, что атомные подлодки стране нужны. Но официально таких планов нигде не было обнародовано. Уж очень громко слышны обеспокоенные голоса соседей – в первую очередь Китая и Японии, которые не очень хотят, чтобы южнокорейцы обзаводились такими мощными подводными лодками. Да и американцы, судя по их реакции, тоже не особо радуются такой перспективе. Однако, 14 октября 2019 года сайт Naval Recognition сообщил о том, что флот Южной Кореи собирается включить в свой состав две атомные подводные лодки. Для этого создана специальная комиссия, которая сейчас занимается изучением вопроса. По словам флотского командования, атомные подлодки позволят успешно противостоять подводным ракетоносцам Северной Кореи. Что же, с учетом имеющихся у РК возможностей, а также формального отсутствия запрета на создание таких кораблей, как видится, это вопрос времени. Корейцы очень быстро учатся, умеют не только мечтать, но и достигать поставленных целей.

Подводный флот Ирана

Подводные амбиции Северной Кореи

Путеводитель по каналу «Кот-учёный». 2019-2020