Найти в Дзене
Павел Машкин

Когда простые вещи оказывают сильное действие или как ненавистный фильм становится любимым

Оказывается, 5 июня был юбилей Жака Деми, легендарного французского режиссера. Возможно, не каждый вспомнит, кто это такой, но достаточно сказать, что Деми практически является крестным отцом Катрин Денев, это он раскрыл актрису и превратил ее в суперзвезду. Творческий тандем режиссёра и актрисы в 1964 году взорвал киномир фильмом «Шербурские зонтики», получившим и Золотую Канскую ветвь и четыре номинации на "Оскар". Хотя почему тандем, пожалуй, лучше сказать трио, в него входит также и композитор Мишель Легран, написавший для фильма одну из самых романтических мелодий столетия. В связи с юбилеем режиссера вспомнилось, что именно с фильмом «Шербурские зонтики» у меня были непростые отношения. В прошлой заметке я писал, что иногда (у меня) восприятие фильмов меняется кардинально. Но это происходит со временем, конечно же. При первом знакомстве «Шербурские зонтики» я буквально возненавидел. Впервые увидел я их в студенческие годы, меня на этот фильм затащил приятель-киноман, дескать нам

Оказывается, 5 июня был юбилей Жака Деми, легендарного французского режиссера. Возможно, не каждый вспомнит, кто это такой, но достаточно сказать, что Деми практически является крестным отцом Катрин Денев, это он раскрыл актрису и превратил ее в суперзвезду. Творческий тандем режиссёра и актрисы в 1964 году взорвал киномир фильмом «Шербурские зонтики», получившим и Золотую Канскую ветвь и четыре номинации на "Оскар". Хотя почему тандем, пожалуй, лучше сказать трио, в него входит также и композитор Мишель Легран, написавший для фильма одну из самых романтических мелодий столетия.

В связи с юбилеем режиссера вспомнилось, что именно с фильмом «Шербурские зонтики» у меня были непростые отношения. В прошлой заметке я писал, что иногда (у меня) восприятие фильмов меняется кардинально. Но это происходит со временем, конечно же. При первом знакомстве «Шербурские зонтики» я буквально возненавидел. Впервые увидел я их в студенческие годы, меня на этот фильм затащил приятель-киноман, дескать нам нужно обязательно увидеть культовое произведение поколения наших родителей. Или дедушек? В общем, что-то такое нафталинное, из до нашей эры. Но обязательное к просмотру, для приобщения к культуре. И что же? Немудрящий музыкальный фильм вызвал у меня не то что скуку, а какое-то ярое раздражение, практически ненависть. «Он» ушел в армию, «она» его не дождалась, все рыдают – тогда я это так воспринимал. Зачем это все смотреть, какой в этом смысл?

Не знаю с чем это связанно, возможно с юношеским максимализмом, я тогда и «Летят журавли» не любил, по той же причине. Определение Хрущева, отпущенное в адрес героини, я тогда не знал, но, пожалуй, был с ним согласен. Ну, ладно, я про «Шербурские зонтики».

Разговор мамы с дочкой
Разговор мамы с дочкой

Второй раз увидел фильм спустя… многие годы. И он буквально пробил в мне какие-то чакры, оказал просто завораживающее действие. Почему? Сюжет совершенно анти-драматичен. Персонажи поступают максимально простым способом. Это именно драма обыденной жизни, простых людей, не супер-героев. Парень и девушка влюбляются друг в друга, но его забирают в армию. У них ночь любви, а потом он уезжает. Она беременеет, а он далеко. Бизнес матери на грани банкротства, но тут в дочь влюбляется богатый поклонник. Поклонник делает предложение, несмотря на беременность. Она под давлением матери (не сильным) соглашается, они закрывают в магазин и уезжают. Парень возвращается, но девушки нет. Он грустит (без особенного надрыва). Пьет, но умеренно. Впадает в вялый разгул с платными девушками. Женится на подруге детства, которая была беззаветно влюблена в него долгие годы. Заводит ребенка. Открывает свою бензоколонку. Через десять лет на эту бензоколонку приезжает первая любовь, «Катрин Денев». «Привет-привет, как ты, как дела? Я не была в Шербуре 10 лет. Ну, пока». У нее в машине сидит его дочь, но это не имеет значения. Дождь кончился, пошел снег, но жизнь продолжается. Каждый отправился заниматься своими делами, проживать свою судьбу. Все это под бессмертную музыку Леграна.

«Паба-пабаба, паба-ба, па-па».

И второе. Тогда, много лет назад, я совершенно не понимал контекста. Парень не просто уходит в армию, его забирают на войну в Алжире. Про это нигде не говорится, но это очевидно. Он не просто пропадает, он лежит в госпитале из-за ранения. К тому же я совершенно не придавал значения их разнице в социальном положении. Он простой автомеханик, она хоть из мелкой, но буржуазной семьи.

Всем немного грустно, но такова жизнь.

«Пабаба, пабаба, па».