Найти в Дзене
Путеводитель

Финансовые потоки за платные дороги в Европе и у нас

Единой системы дорожных сборов в Европе не существует, но на уровне Евросоюза действует Директива 2006/38/ЕС, содержащая общие требования к платежам в отношении грузовых автомобилей, масса которых превышает 3,5 т по дорогам, входящим в общеевропейскую дорожную сеть. Сборы за движение по остальным дорогам страны Евросоюза регулируют самостоятельно. В Европе существует три следующие основные системы взимания дорожных сборов. Временные системы (евровиньетки) специальные наклейки на лобовое стекло. Они позволяют пользоваться автомагистралями на территории всех стран, заключивших это соглашение, в течение определенного срока (от одного дня до года). Дистанционная матричная система. При въезде/съезде на каждый платный участок дороги установлены шлагбаум и касса, которая принимает оплату. Она используется во Франции, Италии, Испании, Португалии и Греции. Сети автомагистралей этих стран были переданы в управление частным компаниям, взимающим сборы, еще несколько десятилетий назад. В их числе –

Единой системы дорожных сборов в Европе не существует, но на уровне Евросоюза действует Директива 2006/38/ЕС, содержащая общие требования к платежам в отношении грузовых автомобилей, масса которых превышает 3,5 т по дорогам, входящим в общеевропейскую дорожную сеть. Сборы за движение по остальным дорогам страны Евросоюза регулируют самостоятельно.

Трансевропейская дорожная сеть. Схема из открытых источников
Трансевропейская дорожная сеть. Схема из открытых источников

В Европе существует три следующие основные системы взимания дорожных сборов.

Временные системы (евровиньетки) специальные наклейки на лобовое стекло. Они позволяют пользоваться автомагистралями на территории всех стран, заключивших это соглашение, в течение определенного срока (от одного дня до года).

Евровиньетки. Фото из открытых источников.
Евровиньетки. Фото из открытых источников.

Дистанционная матричная система. При въезде/съезде на каждый платный участок дороги установлены шлагбаум и касса, которая принимает оплату. Она используется во Франции, Италии, Испании, Португалии и Греции. Сети автомагистралей этих стран были переданы в управление частным компаниям, взимающим сборы, еще несколько десятилетий назад. В их числе – компании ASF, SAPRR (Франция), Autostrade per l'Italia SpA (Италия), Abertis (Испания) и др.

Дистанционная матричная система. Фото из открытых источников.
Дистанционная матричная система. Фото из открытых источников.

Система, основанная на пройденном расстоянии (toll) используется в Германии, Австрии и Швейцарии, она применяется к грузовикам массой свыше 3,5 т. При этом в Германии и Швейцарии плата также зависит и от экологического класса автомобилей.

Toll Collect. Фото из открытых источников.
Toll Collect. Фото из открытых источников.

Часть европейских государств пока не ввела дорожные сборы.

В качестве примера дорожных сборов рассмотрим 3 европейские страны.

Австрия. В Австрии дорожным оператором является государственная компания ASFINAG, которая не получает финансовых субсидий из национального бюджета. Все полученные средства она направляет на строительство, обслуживание и обеспечение безопасности на дорогах. Годовые эксплуатационные расходы компании ASFINAG составляют примерно 9% объема взимаемой платы.

Служебная машина ASFINAG. Фото из открытых источников.
Служебная машина ASFINAG. Фото из открытых источников.

Чехия. Длина платных дорог в настоящее время составляет 2170 км. Оператором электронной системы автодорожных сборов является Управление дорог и автомагистралей Чешской Республики, мобильный контроль возложен на Таможенное управление Чешской Республики. Все средства полностью поступают в государственный бюджет.

Германия. Система «Toll Collect» охватывает практически все немецкие дороги, а ее контроль можно назвать тотальным – через бортовые блоки на грузовиках, специальные стационарные рамки над дорогой с датчиками фиксации и сотни мобильных пунктов контроля. Немцы выстроили самую сложную и технически грамотную из всех известных систему сбора средств с грузовых автомобилей.

Оператором системы на конкурсе была выбрана компания Toll Collect GmbH., на эксплуатационные расходы которой ежегодно уходят 15 % от суммы собираемых ею платежей.

Система "Платон". Фото из открытых источников.
Система "Платон". Фото из открытых источников.

Справочно: в России оператором системы «Платон» является частная компания «РТ-Инвест ТС», назначенная не по результатам конкурса, а распоряжением Правительства РФ, утвердившим условия концессионного соглашения. Изначально Росавтодор планировал провести конкурс и начал сбор заявок: в 2014 году среди участников были французская Vinci, итальянская Autostrade, немецкая Siemens, словацкая Skytoll и др. Но из-за смены «геополитической обстановки» и «соображений национальной безопасности» было решено привлечь российскую компанию: будущий концессионер получал, в частности, доступ к российским картам и возможность следить за передвижением транспорта. Как я уже упоминал в предыдущем материале, за последние 5 лет среднегодовая выручка системы «Платон» составила 26 млрд. руб., из которых «РТ-Инвест ТС» 10,6 млрд. руб. в год (40%) оставляет себе, а остаток перечисляет в федеральный дорожный фонд.

А теперь сравните куда и в каком количестве поступает выручка с платных дорог в России и в Европе.

Коллаж из открытых источников
Коллаж из открытых источников