В соответствии с постановлением Комитета Обороны СССР в конце 1938 года на Кировском заводе в Ленинграде началось проектирование нового тяжелого танка с противоснарядным бронированием, получившего название СМК ("Сергей Миронович Киров"). Разработкой еще одного тяжелого танка, названного Т-100, занимался Ленинградский завод опытного машиностроения имени Кирова (№ 185).
По сути дела, KB представлял собой уменьшенный по длине на два опорных катка СМК с одной башней и дизельным двигателем. Наименование КВ-1 стало применяться с 1941 г., до этого он обозначался, как "танк с малой башней" (существовал еще "танк с большой башней" - КВ-2).
К сентябрю машина была готова и вышла на испытания, в ходе которых выявились нестабильная работа двигателя и будущее слабое место - ненадежная коробка передач. Частично проблемы удалось решить, но коробка передач осталась прежней. Имели место большие проблемы со сцеплением и трансмиссией, что сказывалось на мобильности танка. При переключении передачи танк останавливался и не мог быстро набрать скорость. Армия США провела испытания (в 1942 г.) трансмиссии на танковом полигоне в Абердине и пришла к выводу, что она устарела и не может быть принята на вооружение, так как механику-водителю очень трудно с ней обращаться. Неэффективные воздушные фильтры отрицательно влияли на работу двигателя. Все эти факторы в совокупности ухудшали управление танком. Танк КВ был снят с испытаний для проверки в боевой обстановке советско-финской войны начавшейся 30 ноября 1939 г. Первый экземпляр был вооружен двумя орудиями: 76- и 45-мм, установленными в одной башне. Перед отправкой на фронт для удобства работы экипажа 45-мм орудие было демонтировано и заменено пулеметом ДТ. Опытный КВ находился на передовой до января 1940 г. Участвуя в боевых действиях, танк продемонстрировал неуязвимость от огня противотанковых орудий.
Уже 19 декабря 1939 г. Комитет Обороны, ознакомившись с результатами испытаний и донесений с фронта, рекомендовал принять танк КВ на вооружение при условии устранения обнаруженных недостатков.
С начала 1940 г. ЛКЗ приступил к выпуску так называемой установочной партии машин. Машины установочной партии внешне отличались от КВ, выпускавшихся позднее. Танки не имели курсового пулемета, по всей длине корпуса тянулись надгусеничные полки "авиационного" типа, башня была сварена из гнутых листов, изготовленных штамповкой.
Внутреннее помещение КВ-1 было далеко от идеала. Из-за этого экипаж испытывал серьезные трудности во время боя. При закрытых люках механик-водитель и командир экипажа имели очень ограниченный обзор, из-за чего им было сложно выполнять свои функции. Прибор наблюдения механика-водителя имел ограниченный траверс, а триплекс был такого плохого качества, что через него было трудно что-либо увидеть. В распоряжении командира было два неплохих наблюдательных прибора, установленных на башне. Однако он не имел возможности полноценно руководить действиями механика-водителя, стрелка-радиста и стрелка, поскольку был вынужден выполнять функции заряжающего. Это сказывалось на боевой эффективности машины.
В конце мая 1940 г. решением Правительства СССР программа выпуска танков КВ была значительно увеличена. Существенное увеличение производства потребовало внесения в конструкцию ряда изменений, направленных прежде всего на упрощение производства. В июле КВ получил упрощенную технологичную "граненую" башню вместо "круглой", борта, лоб и задняя стенка которой представляли собой плоские плиты.
Замена "круглой малой башни" позволила высвободить прессовое оборудование и упростить процесс сборки машины. Далее, при монтаже оборудования по возможности отказывались от винтовых соединений в пользу болтовых, была упрощена форма крыльев, установлены сварные баки вместо штампованно-сварных. Изменена конструкция КПП, введен литой картер, уменьшено число опорных подшипников. Даже по предварительным прикидкам, стоимость танка снижалась на 10-15 процентов
Из доклада комиссии по проверке с 1 по 10 октября состояния работ по производству танка КВ:
"Танк КВ по отдельным узлам и агрегатам до сих пор имеет еще конструктивные недоработки. Результаты ряда заводских испытаний, проведенных при участии представителей АБТУ КА, показали следующее:
- Гарантийный километраж, установленный для танка КВ в 2000 км, по отдельным узлам и агрегатам не выдерживается.
- Коробка перемены передач танка "КВ" не обладает достаточной прочностью.
- Система охлаждения не обеспечивает нормальную работу двигателя по причине повышенной температуры воды и масла в радиаторе.
- Бортовые фрикционы отказывают в работе вследствие перегрева, вызванного неудовлетворительной смазкой подшипников фрикциона.
- Воздушный фильтр двигателя не обеспечивает нормальную очистку воздуха от пыли.
- Система поворотного механизма башни не доработана.
В июле месяце в чертежи танка КВ было внесено 349 конструктивных изменений, из них 43 связанных с изменением в технологии; в августе-сентябре внесено 1322 конструктивных изменения, из них 110 связаны с изменением в технологическом процессе".
С октября танк получил курсовой пулемет в лобовом листе корпуса, обслуживаемый радистом, а часть машин оборудовалась еще и зенитным пулеметом, смонтированным на турельной установке на крыше башни. Отказались от надгусеничных "крыльев".
В мае 1940 года начальник Автобронетанкового управления РККА Д.Павлов докладывал в ЦК ВКП (б), что "...в результате испытаний Ф-32 и Л-11 установлено, что Ф-32 в танке обладает целым рядом преимуществ перед Л-11...Испытания Л-11 выявили, что она не является надежной, не позволяет вести стрельбу при углах снижения меньше 10 градусов, весьма капризна и сложна в эксплуатации..."
Понравилась статья? Делись ей с друзьями и ставь лайк! Не забудь подписаться на канал и помочь нам #вспомнить все !
Все фотографии из открытого доступа.