Редакция онлайн-журнала «Культурь!» подготовила интервью с главным редактором петербургского издательства альтернативных комиксов «КомФедерация» Степаном Шмытинским. Поговорили о кризисе, работе и книгах.
Расскажите об истории издательства: кто был генератором идеи?
В 2017 году Владимир Лопатин и Евгений Яковлев, достаточно известные комиксисты, решили вложить свои финансы и опыт в создание издательства для того, чтобы издавать отечественных художников. Я должен был заниматься иностранными лицензиями. У меня к тому времени уже был опыт в работе с «Черепашками-ниндзя» и некоторыми французскими книжками.
Свою нишу мы нашли достаточно быстро. Получилось, что издательский каталог стал делиться примерно на две половинки: отечественные авторы, авторы с территории СНГ, молодые таланты, и интересные заграничные альтернативные лицензии, за которые все равно бы никто, кроме нас не взялся. Мне на тот момент очень не хватало многих комиксов на русском языке, которые мы впоследствии перевели и издали. Нужно делать так, чтобы нравилось тебе самому. Мы издаем комиксы, которые хотели бы читать и покупать в магазинах сами.
С момента создания издательства прошло уже три года и многое изменилось. Если раньше мы издавали всех, зачастую без разбора, то сейчас стараемся более детально к этому вопросу подходить. Рынок комиксов в России уже немного перенасыщен. Мы уникальны тем, что издаем все то, что нам нравится, насколько бы безумным, странным, грустным, социальным, экспериментальным оно не было.
Как удаётся существовать при такой жесткой конкуренции?
В начале, если возвращаться в 2017–18-е года, конкурентов конкретно в нашей сфере было не так много. Такую отмороженную альтернативу издавали только мы, русских авторов тоже было не сильно много. Приятно думать, что от части благодаря нам разных издательств сейчас такое обилие и конкуренция стала разрастаться. Но работать сложней. Банально, когда управляешь издательством нашего масштаба, параллельно еще работая с издательством Комильфо, начинаешь терять какие-то социальные связи, а когда ты работаешь с молодыми талантами, такое социальное общение, взаимодействие с художниками, авторами очень важно. Конкретно у меня, как у главного редактора, сейчас большая проблема, в том, что я банально не успеваю поддерживать отношения со всеми. Поэтому очень много ребят издаются в каких-то других издательствах. Может быть, они и хотели бы издаться у нас, но не получилось вовремя договориться. Тем не менее, у нас железно раз в два месяца появляется бестселлер.
Как и какие трудности издательство переживает во время пандемии?
В начале пандемии было очень сложно, потому что многие книжные магазины стали закрываться по всей стране и, как вы понимаете, они не смогли открыться после. Особенно это коснулось маленьких магазинов комиксов, поэтому оборот сократился.
Это, конечно, очень грустно и тяжело, но кризис, тем не менее – это пора возможностей. Например, наш домашний магазин в Петербурге «Двадцать восьмой», умудрился перетянуть большую часть трафика из отдаленных городов, в которых исчезли магазины комиксов. И еще бонус: до пандемии план нашего издательства меня ужасал — каждый день надо было издавать по книге. А теперь обстоятельства изменились, и мы уже не можем издавать столько книг — что хорошо, потому что все равно их никто не будет покупать, у людей ведь тоже уменьшилась покупательская способность. Зато теперь мы можем внимательно подходить к каждой книге.
Я, как человек выросший из маленького издательства, считаю, что это хорошо. Потому что каждая книга — это произведение искусства, а не штампованная бумага. Теперь в месяц в моем подразделении выходит 2-3 книги, которые мы идеально выверяем. Нашли хорошего корректора наконец-то, спустя три года (смеется). Так что я вижу в этом все равно только плюсы.
Читать далее здесь.