О.Иванов.
Отрывки из дневника человека, много лет наблюдавшего за жизнью необычных существ в Новгородской области. Книга, изданная в 1996 г. на средства автора. После отмены цензуры многие авторы, тексты которых не могли быть изданными по идейным соображениям, печтались за свой счёт. В этой части — предисловие, написанной сестрой автора.
Предисловие к книге
ЭТИ рассказы написаны моим двоюродным братом Олегом Михайловичем Ивановым. Он <...> является живым свидетелем “снежных людей” или, как их чаще в этих краях зовут, авдошек. Как-то вместе с ним встретила я А. П. Комлева, легендарного человека, прожившего с авдошками 20 лет, но об этом Олег сам лучше расскажет.
<...> Я в прежние годы все эти истории считала несерьезными, полусказочными, вроде легенд и преданий. Сегодня, вспоминая и папины рассказы, сопоставляя их с тем, что рассказывает Олег, верю в существование “снежного человека”. В любом случае советую книжку эту прочесть, узнаете немало любопытного и неизвестного вам доселе.
В МАЛОВИШЕРСКОМ районе, между деревнями Глутно и Селищи, есть Крутой ручей. Внутри под дорогой давным-давно каким-то умельцем выложен туннель из камня.
В молодости я много раз проходила мимо этого ручья, но спускаться вниз никогда не решалась. И вот почему. Историю эту услышала я от отца, а ему рассказал знакомый участковый инспектор Л. Заозерский.
После войны в нашем районе гремела на дорогах банда. Спрятавшись в туннель, преступники выходили навстречу одиноким прохожим и грабили их. Чтобы поймать бандитов, милиция выставила в кустах пост.
И вот однажды в дождливый осенний вечер в туннель, тихонько озираясь, спустились трое бандитов, но вдруг со страшным криком выскочили назад и бросились бежать в лес. За ними выскочило нечто волосатое и огромное и с нечеловеческим криком “гуа-гуа” побежало в другую сторону. Прямо туда, где замаскировался милицейский пост.
Милиционеры, увидев “шерстнатого” гиганта, тоже струсили, выскочили на дорогу и убежали в город. Утром, когда испуг прошел, вернулись постовые на это место снова, обследовали местность и обнаружили огромные человеческие следы и помет этого таинственного существа. Еще потом подшучивали долго друг над другом по этому поводу. Однако с тех пор грабителей на той дороге больше не видели.
КАК-ТО РАЗ в ноябре 1960 года, как только открыт был охотничий сезон на белку, папа с собакой Тарзаном ушли в лес. Однако пес рано вернулся домой и как-то виновато поглядывал то на маму, то на меня. Мы первым делом подумали худшее, что случилось что-нибудь с папой. Но не успели еще ничего предпринять, как с охоты явился он сам и рассказал вот что.
Шел он по просеке в сторону Селищ, по левой стороне реки. Вдруг в высоком ельнике Тарзан залаял (отец говорил “загамел”). Разглядел он там белку, и отец бабахнул из ружья. Белка зацепилась на елке, и пришлось, за ней лезть. Уже мертвый, зверек лежал довольно-таки высоко на хвойной лапе. Достав белку, отец оглянулся с высоты и увидел вдруг страшную картину: неподалеку болотечко, а по нему четверо невиданных людей бегут, два больших и два поменьше. Они убегали от выстрела. Тарзан вдруг прекратил лаять. Папа спустился с елки, собаки уже не было, свистел-свистел — бесполезно. Подумал, что Тарзан учуял чужаков и погнал их. Без собаки не охота, и отец вернулся домой.
Мы обзывали рыжего Тарзана трусом, стыдили, что бросил хозяина. Пес молчаливо сносил наши обвинения. Он впервые столкнулся с неопознанными существами, и это был единственный случай, когда он бросил хозяина.
Когда я была с папой на охоте, мне тоже пришлось лезть на елку, белка засела в гнезде. Едва я добралась до гнезда, как оттуда выскочил зверек и прыгнул на другую ель. Раздался выстрел и белка, медленно цепляясь за ветки, повалилась на землю. Вспомнив папин рассказ про авдошек, я по своей детской наивности огляделась по сторонам. Но кроме великанов-елей ничего не увидела.
О ТОМ, что наши леса посетили странные интересные божьи твари, уже ползли слухи. Селищинский житель Иван Фадеев, друг отца, рассказал, что как-то ехал домой на велосипеде, а авдошка перешел ему дорогу, уже недалеко от деревни. Со страху он вместе с велосипедом сверзился в канаву. Когда поднялся, уже никого не было.
Чаще всего появлялись авдошки в треугольнике между деревнями Селищи—Поддубье—Горнецкое. Леса здесь густущие, бурелом непролазный, болота топкие да речушки, кишевшие рыбой. Рыбы в заводях было столько, что мы, девчонки, ее подолом ловили, особенно щурят на мелководье. Шел как-то в августе мой отец из Поддубья вдоль ручья по Боровой (так урочище называлось) и вдруг увидел свежие огромные следы на мокром берегу, явно человеческие, но очень уж большие. (Между прочим, в Калифорнии “снежного человека” зовут бигфутом, что означает “большая нога”). О существовании “снежного человека папа уже знал, поэтому любопытство пересилило страх, и он пошел по следу. Крадучись, передвигался вперед и вдруг услышал плеск воды. Сначала остановился, но, поразмыслив, решил приблизиться. Раздвинув кусты ольшаника, обалдел от увиденного. В ручье, в омутке, купались три волосатых чудовища. Самец и самка высотою больше двух метров, цветом рыжие, на спине вдоль хребта много седины. Третья, их дочь, ростом меньше и тоньше, шерсть у нее светлее.
РАССКАЗЫВАЛ мне отец и легенду о красавице Насте. Родился папа в деревне Селищи, там же прошли его детство и юность. Деревенька эта очень старая, ей много веков. Легенду о Насте отец слышал от стариков, а уж я записала с его слов.
Много лет назад жил в деревне кузнец Антип с женой и дочерью-красавицей Настей. Полюбил Настю богатырский парень Василий. Сосватал. Свадьбу назначили. Василий мастерил по дереву, делал бочки, ковши, сани, маслобойки. Возил товар в Новгород, на продажу, а оттуда привозил невесте подарочки.
Однажды пошли девушки за малиной. И Настя приглянулась “лесному человеку”. Лишь отошла от девушек, он ее схватил и унес к себе в логово. Девушки покричали-покричали свою подругу, да подумав, что ушла она раньше их, вернулись домой. А Насти-то и нет в деревне. Целую неделю все, искали понапрасну девушку. Вернулся из Новгорода Василий, тоже принялся искать, и нашел. Собирала Настенька ягоды. Обрадовался парень, зовет ее домой. А Настя отвечает: “Не вернусь я домой, Вася, живу я с “лесным человеком”. Околдовал он меня”. Ушел Василий, но покоя нигде не мог найти. Решил убить обоих. Много дней ходил в лесу, выследил-таки. Убил. Ночью привез в деревню их тела и бросил у дома кузнеца. Утром народ увидел их, кто плачет, кто дивится. Поп местный говорит: “Ох, Антип, продалась твоя дочка дьяволу. Вези их обратно в лес. На кладбище хоронить запрещаю”. Делать нечего. Запряг кузнец лошадь, отвез тела в лес, закопал их вместе. Камень на могилу положил, а на камне выбил надпись: “Настя, дочь кузнеца, с мужем своим”. Говорят, люди видели Настю, во всем белом. Не отпета у батюшки, без креста похоронена. Мается ее душа. Старожилы сказывают, что похоронены они в лесу за кладбищем, как идти в Горнецкое, по правую сторону дороги. Еще говорят, что людям там до сих пор всякие нечисти чудятся. Поэтому, отправляясь в дорогу, многие повторяют напутствие: “Благослови, Христос, на тысячу верст, а ты, сатана, отойди прочь от меня”. Так говорят три раза и добавляют: “Аминь”. Или другое напутствие: “Ангел впереди, Бог на пути, пресвятая Богородица, путь освяти”. Тоже трижды повторяют.
Вера Ивановна Сеноедова