В 1955 году на экраны вышли сразу две однотипные комедии про непутёвого деревенского парня, которого армия перевоспитывает и превращает в образцового члена общества. Похожие сюжетные перипетии, похожие герои, похожие актёрские типажи — две картины казались абсолютными близнецами лишь с одним отличием — «Максим Перепелица» был чёрно-белым, а «Иван Бровкин» — цветным.
Читайте также: Бабушки советского кино: разные и прекрасные
Всё началось с книги военного журналиста и писателя Ивана Стаднюка «Максим Перепелица» — именно в этом сборнике рассказов впервые появился озорной и находчивый парень из украинского села, которого призывают в ряды Советской армии. Над сценарием будущей комедии автор работал лично, а за экранизацию взялись на «Ленфильме» во главе с режиссёром Анатолием Граником.
В это же время над аналогичным сюжетом работал маститый советский драматург Георгий Мдивани, только главным героем он сделал не украинского парубка, а молодого колхозника Ивана Бровкина из российской глубинки. Сценарием заинтересовались на киностудии имени Горького, а за постановку взялся режиссёр Иван Лукинский. Работа над двумя фильмами завершилась почти одновременно, но благодаря авторитету Георгия Мдивани «Солдат Иван Бровкин» увидел свет раньше.
Перед выходом в прокат обе картины обсуждались на заседании Комиссии по военно-художественной литературе Союза писателей СССР, где собралось около двадцати известных военных литераторов. И все они единогласно отдали предпочтение «Максиму Перепелице». А позже автор сценария Иван Стаднюк повстречал в парикмахерской самого Александра Довженко — тот назвал «Максима Перепелицу» народной комедией, а «Ивана Бровкина» окрестил жалкой пародией.
Между создателями двух комедий разразился спор за право считаться первопроходцами. Иван Стаднюк написал письмо в газету «Правда» с просьбой разобраться в ситуации и признать авторов «Ивана Бровкина» плагиаторами. Сценариста Георгия Мдивани даже постигли неприятности по партийной линии, а позже он позвонил домой Ивану Стаднюку и попросил прощения.
Тем не менее, зрителями обе ленты пришлись по душе. Во многом благодаря замечательным актёрским составам. В «Максиме Перепелице» главная роль досталась народному любимцу Леониду Быкову, а в «Иване Бровкине» ярко проявил себя молодой обаятельный Леонид Харитонов.
Интересно, что в обоих фильмах появилась Татьяна Пельтцер — сыграла соседку Максима Перепелицы и мать Ивана Бровкина. Кстати, актриса так полюбилась зрителям в дуэте с Леонидом Харитоновым, что после выхода «Ивана Бровкина» в народе за ней прочно закрепилось звание «матери русского солдата».