Найти в Дзене
Еженедельник "Звезда"

Из военной ракеты в грузовик

Министерство военно-воздушных сил США объявило о намерениях применять ракеты для транспортировки грузов практически в любую точку мира.

spacex.com
spacex.com

Ожидается, что Конгресс выделит около 38 млн. долларов на программу по обновлению транспортной концепции, суть которой следующая: материалы и оборудование будут загружаться в грузовой отсек коммерческой ракеты, а та менее чем за час доставит полезный груз на специально оборудованный порт.

В Пентагоне предполагают, что специально спроектированная логистика позволит проделывать такие операции в том числе и на удалённых объектах. Как вариант — рассматривается возможность сброса груза в воздухе в том случае, если ни ракета, ни авиация не могут приземлиться в точке назначения.

«Военно-воздушные силы обеспечивали быструю глобальную мобильность на протяжении десятилетий, а Rocket Cargo - это новый способ, которым Департамент может исследовать дополнительные возможности в будущем», - заявил исполняющий обязанности министра ВВС Джон Рот. - «Инициативы Vanguard приводят к революционным прорывам, которые сохраняют наше преимущество перед почти равными конкурентами, и это последнее дополнение также является важной вехой в качестве первого Vanguard, оцениваемого под надзором Космических сил».

spacex.com
spacex.com
Хотя этот проект кажется новым, это, в общем-то, не такая уж и экзотика. Как известно, всё, что связано с космосом — традиционно дорогое удовольствие, даже если оно касается сугубо доставки полезного груза. Здесь расходы идут и на строительство ракеты, и на топливо, на обслуживание самой техники, а также на поддержание работоспособности и усовершенствование инфраструктуры.

С появлением многоразовых космических аппаратов, которые на современном этапе довольно быстро окупаются, выполнение этой задачи становится гораздо легче. Особенно это заметно по применению Falcon 9, зарекомендовавших себя для коммерческих запусков, которые обеспечили компании SpaceX, принадлежащей Илону Маску, перехватывание лидерства у Роскосмоса — до 2020 года российское космическое агентство контролировало 40% рынка пусковых услуг. Сейчас этот показатель, увы, сжался до отметки ниже 10 %.

spacex.com
spacex.com

Проблема усугубляется тем, что в российском ракетно-космическом секторе ставка делается на госзаказ в то время, как корпоративные запуски могли бы принести дополнительный доход.

Таким образом получается, что госпредприятия фактически работают себе в убыток — такова особенность закрепившейся смешанной экономики. Ещё один нюанс — все отечественные носители являются одноразовыми, что само по себе автоматически повышает стоимость запуска. Хотелось бы верить в том, что в Роскосмосе видят реальные примеры технологий, позволяющих снизить стоимость запуска и вернуться на мировой рынок в качестве конкурентоспособной единицы.

Больше интересных материалов на сайте Еженедельника "Звезда"