Когда Васька родился, я была спокойна как танк. Мне казалось, что у такого крупного красивого ребенка просто не может быть проблем. Да и у нас уже была замечательная доктор.
-Клибсиелла со стафилококком, да ничего страшного!
- Многие мамы у меня уже б в истерике бились, - удивленно смотря на меня, говорит Ирина Васильевна.
- Ну вы ж у нас есть, все вылечите! - с радостным оптимизмом заявляю я.
Ишемическое поражение мозга – да фигня, у Никиты тоже проблемы были, все же в порядке, доктор же есть. И доктор, слава богу, лечила. Учитывая это поражение, питали, «кровообращали» и пр. мозг, хотя с виду это был самый здоровый ребенок. Кровь с молоком, спокойный улыбающийся бутуз. Пока не начал перемещаться, тут спокойствие быстренько от страха видимо слиняло. Вася полз напролом, сметая все препятствия, сдергивая скатерти, скидывая в плиты ковшики, вытряхивая все кастрюли из шкафов. Двусторонний скотч стал моим лучшим другом. На площадке он как Вицин на кошках, отрабатывал приемы на соплеменниках. И все не скрывали радости, когда мы уходили с площадки домой. Все это делалось с ангельским лицом. К двум годам выяснилось, что у него целиакия, и спустя месяц диеты его присутствие на детских площадках было уже не похоже на бои без правил. В два года он произнес стандартное «мама», потом промелькнуло что-то похожее на «машину», и безвозвратно исчезло. И дальше ничего. Ждали трех, ну может как Никита. Хотя он хоть какие-то слова говорил до трех лет. А тут мычание и мама. Три года. Мы у дедушки на даче в Москве. Должен приехать папа. И Вася меня спрашивает:
-Мама, а мы е аа е?
Что в переводе означает: Мама, когда мы поедем встречать папу? Папа был «аа», а папой он называл колбасу. Так и говорил:
-Аа, ай ме папа (последнее звучало очень нежно, любя, колбаса в смысле).
То есть он мог произнести только ранние звуки м, п и гласные. Осенью мы позвали известного в районе логопеда. Она впервые и произнесла: моторная аллалия. У него было не совсем обычное строение неба и прилегающих элементов. Пробовали заниматься с логопедом, у которой Никита был в садике. Она сказала, что не идет сейчас: дома он балуется и ленится. Надо идти через год к ней в садик, как раз новая группа наберется. Ходили к лору, та, осмотрев все его горло, вынесла вердикт, что говорить будет, если захочет. Ходили к психологу, потом к психоаналитику. Эти походы никаких результатов не принесли.
Самое интересное, что это мычание имело ряд позитивных последствий. Первое - невероятно выразительные глаза, потом, когда наконец заговорил, эта особенность почти ушла. И самостоятельность. Поскольку объяснить, чего он хочет, было сложно, понимала его только я и то не всегда, а голова была замечательная, спасибо нашему доктору, ему было проще сделать все самому. Приготовить себе сосиски – в 2-3 года!- достать из морозилки (тогда я почему-то их там хранила), подержать под горячей водой, потом ножичком аккуратно подцепить шкурку, снять ее и положить на тарелке в микроволновку. Брат, старше на 5 лет, как-то попробовал и не так ловко получилось.
Ближе к четырем годам он пошел в садик на короткий день в группу для детей с целиакией. Я каким-то образом организовала ее через отдел образования. Помогал там всем говорящим одеваться, помогал воспитателям: они были в восторге. Как-то воспитатель мне рассказывает:
-Подходит он ко мне на прогулке (конец зимы, начало весны примерно, еще снег и холодно), и что-то объясняет, жестикулирует, ну а я конечно не понимаю. Присаживаюсь на корточки тогда. Он берет и стучит мне по голове, типа ничего ты не понимаешь. И показывает на платок, - нос ему вытереть надо было, а платок беспечная мамаша не положила.
В мае, Васе уже четыре, приходим мы на отборочную комиссию в речевой сад. На такой же комиссии, только в три года, Никита, помню, сначала молчал всю дорогу, стеснялся. Но слава богу пролетела муха. И он радостно: Муфа!
А тут:
-Мальчик, как тебя зовут?
-А мальчик не может сказать, как его зовут, - пытаясь шутить отвечаю я. Вижу недоуменно вытягивающиеся лица комиссии, типа ему в не в речевой, а с задержкой развития.
Тут подбегает наша логопед:
- Я его беру!
-Но как?
-Так, а что с ним делать, голова-то сохранна.
И вот с осени маленькими шажками он начал учиться. Уже оставалось три года до школы, конечно я боялась.
Но терпение и труд… Логопед испробовала на нем новую для нее методику, укладывала Васю на кушетку, на грудь книги, и говорила, что произносить, как дышать. Тренируя таким образом правильное дыхание. Руками ставила язык во рту в правильное положение. Он занимался пением усиленно, пропевал звуки, потому что так проще. Он очень старался. И вот в 4,5 года в Новый Год мы все получили подарок: сказанное по слогам Спа-си-бо! Он сам был счастлив и повторял его много раз подряд. Дальше уже пошел процесс как у всех детей с фефектами фикции, постепенно все фефекты ушли. Как-то, когда моя подруга переживала, что ее ребенок что-то никак не может научиться делать, я ей сказала: Не переживай, все будет, Вася же заговорил!
🌸🌸🌸🌸🌸🌸🌸🌸🌸