07.06.2021. АПИ — В минувшем году число заявлений об усыновлении россиян иностранцами существенно сократилось, но все рассмотренные по существу были удовлетворены. Практику по таким делам исследовал Верховный суд России.
Справка
По данным Министерства просвещения РФ, в детских домах и иных учреждениях для сирот и оставшихся без попечения родителей детей находится 34,9 тысячи воспитанников. 23,2 тысячи из них (59 процентов) являются инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. За минувший год в такие учреждения прибыло 16,5 тысячи новых воспитанников, выбыло – 19,1 тысячи. В том числе 7,8 тысячи взято под опеку, в приемную семью или усыновлено, почти 5,8 тысячи вернулось к родителям.
Традиционно российских детей усыновляли граждане Италии (28 процентов заявлений), Германии и Франции (по 14 процентов). В подавляющем большинстве случаев это были супружеские пары. Желание взять на воспитание ребенка из нашей страны они объясняли отсутствием возможности иметь своих детей по медицинским причинам. В ряде случаев заявители намерены были усыновить именно россиянина, указывая в том числе на близость им культуры и традиций нашей страны. Часть усыновителей самостоятельно осваивали русский язык, иные имели владеющих им родственников или друзей или планировали устроить ребенка в русскую школу. Также зафиксированы случаи, когда сам ребенок в достаточной степени владел иностранным языком. «В большинстве случаев контакт, который устанавливался между усыновителями и ребенком на стадии общения, уже позволял им понимать друг друга на бытовом уровне», – отмечается в обзоре Верховного суда России.
Действующий Семейный кодекс РФ допускает усыновление иностранцами, только если ребенок не может быть устроен в российскую семью и его отказываются брать родственники. Высшая инстанция напоминает, что эти факты должны проверять при рассмотрении каждого дела. «Как показывает практика, органами опеки и попечительства запрашивались актовые записи о рождении родителей ребенка, на основании которых устанавливалось, кто является его бабушкой и дедушкой, есть ли другие родственники. Установленные родственники в большинстве случаев оформляли письменные заявления об отказе принять ребенка на воспитание в семью с указанием причин отказа. Как правило, основными причинами являлись вызванное отсутствием постоянной работы тяжелое материальное положение, неудовлетворительные жилищные условия, преклонный возраст, состояние здоровья и отсутствие родственных чувств к ребенку», – констатировала высшая инстанция
В качестве примера приводится дело об усыновлении несовершеннолетнего новосибирца, которого отказалась брать на воспитание бабушка. Он несколько раз передавался под опеку в семьи россиян, но ввиду отсутствия взаимопонимания и наличия у ребенка психологической травмы опекуны вынуждены были вернуть воспитанника. В итоге его усыновила шведско-французская супружеская пара. В Испанию уехал житель Якутии, от которого отказались все соотечественники.
Несколько оставшихся без родителей ребенка усыновили проживающие за границей отчимы, мачехи или иные родственники. Например, гражданка Узбекистана усыновила пасынка, биологическая мать которого официально отказалась от его воспитания. Постоянно проживающий в Израиле взял на воспитание несовершеннолетнего племянника, родители которого погибли.
Вместе с тем введение карантина существенно отразилось на практике международного усыновления. Всего в 2020 году суды рассмотрели по существу всего 42 таких дела, тогда как в 2018 году – 256, в 2019-м – 203. Например, Вологодский областной суд принял заявление итальянской супружеской пары и даже назначил заседание, но из-за закрытия границ они не смогли приехать в нашу страну. В иных случаях производство по таким делам приостанавливалось.
Кроме того, рассматривая вопрос о международном усыновлении, суды должны оценить возникновение психологического (эмоционального) контакта между заявителем и ребенком, в том числе длительность и периодичность такого общения, в какой атмосфере оно происходило, реакцию со стороны ребенка и иные обстоятельства. По многим делам усыновители встретились с будущим воспитанником только один раз – в связи с введением карантина дальнейшее регулярное общение осуществлялось посредством видеозвонка через Интернет. Служители Фемиды сочли такую цифровизацию допустимой. «По всем рассмотренным делам период общения ребенка с усыновителями с момента их знакомства до принятия решения признан судом достаточным для установления устойчивого контакта между ребенком и усыновителем», – заключила высшая инстанция.
Напомним, что принятый в 2012 году федеральный закон (именуемый «законом Димы Яковлева») исключает возможность усыновления российских детей гражданами США. Также не могут брать на воспитание сирот холостые граждане легализовавших однополые браки стран (в том числе Испании, Германии, Франции, Канады, Швеции и других).