Найти в Дзене

Попытки присвоить происхождение великих азербайджанских личностей!

Есть народы-источники выдающихся личностей, которые, переступая отеческий порог, становятся достоянием человечества. Одним из таких народов являются азербайджанцы.

Изобилие великих личностей, в принципе как изобилие всего, порой вызывает небрежное отношения ко всему, дарованного Всевышним, и даже к своим великим сыновьям и дочерям. А то, что плохо лежит, вызывает желание присвоить его!

Так после массового переселения армян на азербайджанские земли в 19 веке и передачи указом российского правителя церковь Кавказской Албании Армянской церкви, последняя стала наследницей огромного пласта культуры албанского народа, которая входила в триаду народов, сформировавших азербайджанский народ. Практически до 19 века народы рознили по религиозным и географическим признакам. Поэтому именно религия всегда была носительницей культурных ценностей народа, которые передавались от поколения поколению. И вдруг такой дар: земля и культура, которая сотворилось народом, проживающим на этих землях, стала присвоенным достоянием пришлого народа. Религиозные, исторические, архитектурные, научные, литературные, музыкальные памятники, которые веками создавались албанским народом, стали преподноситься мировому сообществу, как достояние армянского народа. Более того, те ценности, которые никак не вмещались в культурные рамки армянского народа, интерпретировались, как достояния других народов. Так получалось, что тысячелетиями живущий на этих землях азербайджанский народ не имеет своих культурных ценностей, созданных за все это время. Присваивалась даже традиции и кухня азербайджанского народа. Все это порой приходилось отвоевывать на различных научных площадках, в международных организациях.

Много статей, постов в общественных сетях посвящены этой проблеме.

Азербайджанский народ полиэтнический народ и такие действия армянских «партнеров» вызывало желание представителей некоторых народов пойти по следам пришлых соседей.

Так в печати порой появляются статьи, в которых великого азербайджанского композитора Узеира Гаджибеков пытаются представить как аварского, то, как лезгинского композитора.

Так в статье https://mkala.mk.ru/articles/2014/07/22/o-proiskhozhdenii-uzeira-i-dzhekhuna-gadzhibekovykh.html автор пытается доказать, что его отец Магомед был родом из Дагестана муллой в Шуше, и представителем кумыкского народа.

Другой сайт настаивает на лезгинском происхождении Узеира Гаджибекова: «отец Узеира Гаджибекова был родом из лезгинского села Мацъар, недалеко от Ахты (Ахцах) республики Дагестан. Позже семья жила недалеко от Дербента, а затем перебралась жить в Шушу.» Более того: брат Узеира Джейхун подписывался псевдонимом Дагестани в честь неких предков из Дагестана. Появляется вопрос: а почему эти предки Гаджибековых в неизвестно каком поколении лезгины? Почему не азербайджанские тюрки, кумыки, даргинцы, лакцы, цезы, таты, рутульцы, цахуры, табасаранцы, андийцы, арчинцы, ахвахцы, багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, агулы, аварцы?

Вот так!

Узеир Гаджибеков давно перешагнул азербайджанский отческий дом и стал достоянием человечества, мировой цивилизации!

Остается добавить!

«Как теоретик Узеир Гаджибеков внёс большой вклад в основы изучения азербайджанской музыки, главного её направления — мугама. Персидская и азербайджанская тональные структуры были основаны на расчетах средневекового философа, уроженца Иранского Азербайджана Сафи Ад-Дина аль-Урмави, а в начале XX века теперь уже Узеир Гаджибеков определил тональную структуру модальных рядов путём изучения ладовой системы азербайджанской лютни, известной как тар. Гаджибеков описал мугам «…в форме здания с 12-ю колоннами и шестью башнями, откуда можно увидеть все четыре стороны света: от Андалусии до Китая, и от Африки до Кавказа».

(Inna Naroditskaya. Source: Asian Music, Vol. 28, No. 2 (Spring - Summer, 1997), pp. 141-145. — University of Texas Press, 1997. — С. 144.)

Нельзя не вспомнить крупного азербайджанского композитора Фикрета Амирова, который сказал:

«Бессмертный художник Узеирбек, создатель целой школы профессиональной азербайджанской музыки, всегда призывал нас изучать положительные качества музыкальной культуры других народов, извлекать из этого пользу для применения в деле развития национальной музыкальной культуры.»