Найти тему
Игорь П/А

Мотивация к учёбе - взгляд патологоанатома

Мотивация к учебе — процесс внутреннего и внешнего побуждения студента к учебной деятельности. Чтобы получить результат, студент должен иметь потребность, затем он должен выработать определенное поведение, которое предполагает удовлетворение имеющейся потребности в дальнейшем. Список потребностей человека довольно широк, но не все из них материальны, также существует гетерогенность первостепенного удовлетворения потребностей (материальных\нематериальных) для разных индивидов. Из нематериальных потребностей часто можно представить такие как: признание, уважение, достижение личных нематериальных целей, например, получение нового опыта.

Высшее образование — это своего рода «пропуск» для квалифицированного труда, но не гарантия более высокого заработка. В развитом обществе признание индивида, как правило, не зависит от имеющегося у него высшего образования. Чаще всего студент находится под влиянием социальных сетей, видеоблогов и в целом информационного хаоса в интернете, который оказывает на него более сильное влияние, чем родители и их окружение. Студент начинает принимать «правила игры» этого информационного хаоса, в котором высшее образование вовсе не главное. В результате этого он испытывает фрустрацию от своей мнимой никчёмности, ведь ему же кажется, что «зачем мне высшее образование, чтобы танцевать под музыку и собирать миллионы просмотров, продавая попутно рекламу за большие деньги».

Обучающие технологии. Ощутима проблема довольно примитивной подачи материала в виде лекций и семинаров на первых курсах, зачастую с использованием доски для мела и других устаревших образовательных технологий, а в голове то у студента ролики с «Ютьюба», где всё красочно и в игровой форме рассказывают про «тёмную материю» или «блокчейн» буквально за 5 минут, давая большее удовольствие от усвоения, что сказывается на большем количестве запоминаемой информации от короткого ролика, чем от целого семестра начитанных лекций. И это второй момент фрустрации, который испытывает студент во время своего обучения.

Пропасть между академической наукой и научно-популярным контентом в сети представлена визуальной составляющей, которая так увлекает студента. И весьма часто можно прочитать комментарии под такими видео, что «если бы также читали лекции в нашем университете, то я точно бы любил на них ходить». Преодолеть дефицит новых образовательных технологий крайне сложно без внушительных преобразований в университете, вследствие этого недостатка невозможно повысить качество обучения.

Новые образовательные технологии — способ получать реальное удовольствие от обучения, возможность выработать у студентов физиологическую зависимость от получения знаний на уровне нейромедиаторов. Современный вуз не учитывает также и «клиповость» мышления современных студентов, которая, возможно, сформировалась от отсутствия длительной концентрации над источником информации, вследствие постоянных отвлечений на сигналы гаджета, а это говорит о том, что студенту сохранить внимание на протяжении 1,5 часа во время лекции — практически невыполнимая задача, и этот аспект необходимо учитывать во внедрении новых образовательных технологий.

-2

Скучная начитка лекций год за годом одним и тем же преподавателем — это морально устаревшая обучающая технология, которой место в истории педагогики. Даже сами лекторы говорят о том, зачем читали лекции 80 и более лет назад — читали только потому, что они рассказывали абсолютно новые вещи, которые студент, не имея доступа в интернет или не владея иностранным языком просто не мог знать, а также потому, что учебники с таким же материалом могли позволить себе не многие.

-3

Что же сейчас мешает один раз записать на видео со вставкой анимаций, инфографиков и прочих мультимедийных составляющих в лекции по базовым предметам в хорошем качестве? Базовые предметы на первых курсах такие как анатомия, физиология, гистология и многие другие гуманитарные науки — не менялись годами, а значит снятое видео будет актуально ещё долгое время. Сейчас существует множество бесплатных интерактивных курсов, с промежуточной аттестацией студента, например Stepic, Khan Academy или Coursera. Почему не сделать такие же курсы для студентов медицинского вуза если есть хороший пример современного образования?

Университет проигрывает по многим фронтам в борьбе за мотивацию студентов, в первую очередь потому, что не хватает средств, выделяемых на сам университет, во-вторых — не хватает специалистов для внедрения новых образовательных технологий, в-третьих — заскорузлость многих ответственных за повышение мотивации и их нежелание менять старую систему, которая «в их время так хорошо работала».

Ещё один момент, снижающий мотивацию к учёбе у студента — это проблема авторитарности, то есть это крайне высокое количество преподавателей, которые вызывают страх и трепет в глазах студентов. Жажда власти, повеления судьбами («я вас отчислю», «ты никогда не сдашь мой экзамен»), безнаказанность при унижениях, использование дискриминирующих выражений — это лишь малый список того, с чем встречается студент на занятиях. Какую мотивацию это даст? Только лишь поскорее закончить или перевестись из этого университета и не важно с какими оценками.

-4

Проблема групп студентов. На данный момент, деление на группы — это сугубо формальное образование внутри курса. Зачастую студенты относятся к своей группе как к номеру в студенческом билете, но группа — это возможность дать необходимую свободу студентам для реализации потенциала индивидов, а именно выработка навыков сотрудничества внутри небольшого коллектива. Староста группы — часто не имеет никаких поощрений, при этом получая регулярно «нагоняи» от деканата из-за отстающих студентов. При небольших материальных затратах и хорошем продуманном конкурсе можно сплотить студенческие коллективы для решения разнообразных задач, стимулируя ощутимым вознаграждением. Таким образом, радость работы в команде и получения вознаграждения будет нивелировать отрицательные стороны учёбы в вузе.

Проблема коррумпированности некоторых преподавателей и даже целых кафедр — не нова, об этом часто можно услышать перед или во время сессий и, разумеется, это не увеличивает мотивацию студента. Безнаказанность коррумпированных преподавателей разлагает коллектив кафедры и уменьшает мотивацию студентов к получению зачёта своими силами. Отсутствие механизма борьбы с коррупцией в вузе вырабатывает у студентов неправильную гражданскую позицию и формированию доминанты, что «за деньги можно решить всё». Другие же студенты, набравшись смелости, обращаются в полицию и СМИ, тем самым уничтожая престиж вуза. У третьих студентов укрепляется «выученная беспомощность».

-5

Престиж университета — это отдельная категория мотивации. Престиж можно рассматривать как интегральное значение, которое существует как сумма внутренних факторов, так и как сумма внешних, то есть это те плюсы и минусы, которые видит студент, и те плюсы и минусы, которые видят все остальные люди. Из-за особенности психофизиологии восприятия объективной реальности — студенты часто принижают плюсы и гиперболизируют минусы. Игрой на особенностях психофизиологии восприятия грешат и своего рода PR-менеджеры университета, создавая, например, студенческие научные конференции с «международным» участием и приглашая одного студента из Беларуси со слабенькой работой по анализу клинических данных. Для решения этого вопроса можно использовать опыт корпораций в создании бренда, именно престиж бренда — это одно из самых дорогих нематериальных вещей в современном мире. В России есть хорошие бренды, например МФТИ, МГУ и некоторые другие. Создание сильного, продаваемого бренда — это задача PR-отдела университета и сильный бренд будет мотивировать студентов просто принадлежать к этой «большой корпорации».

 Общежитие колледжа Ньюнхэм Кембриджского университета
Общежитие колледжа Ньюнхэм Кембриджского университета

Стипендия. Сугубо формальный способ повысить мотивацию у студентов и доступный для университета. Конечно же он не работает по многим причинам: стипендии хватит лишь на полторы-две недели нормальной жизни без избыточных трат при условии проживания в общежитии, а повышенные стипендии, на которые можно жить, дают вовсе не за успехи в учёбе, а за другие достижения на поприще студсовета или профкома. Выходом из сложившейся ситуации для студента представляется работа в больнице, аптеках и других смежных с медициной отраслях. Там всё просто и предсказуемо — 10 смен отработал, значит заплатят 20 тысяч, и нет лотереи с настроением преподавателя на экзамене и билетом, которого нет в программе. Для многих студентов такие правила игры, которые они находят на подработке, приемлемы, и в этот момент «весы плюсов» от подработок перевешивают «весы плюсов» от прилежной учёбы.

Другие вознаграждения. Как показывают некоторые исследования, студенты начинают работать в полную силу, когда они точно уверены в получении вознаграждения, при этом важную роль играет два фактора. Во-первых, обещания преподавателя ясны и определены (например, четко сформулированы требования, выполнение которых позволяет студенту получить зачет «автоматом»). Во-вторых, уверенность растет, если студент знает, что преподаватель действительно обладает полномочиями по обеспечению желаемого вознаграждения.

Проблема педагогики преподавателей. Существует множество исследований, доказывающих важность похвалы и правильном соотношении похвалы и критики. К сожалению, существующая система не применяет результаты этих исследований для повышения мотивации у студентов. Преподаватель обычно только критикует, и очень редко от него можно услышать похвалу, возможно, это происходит от укоренившегося мнения в обществе, что можно «перехвалить», но если поверить исследованиям, то это самый простой и достижимый способ повысить мотивацию у студентов — хвалить как можно чаще, создавая благоприятную психологическую среду, в которую очень хочется вернуться и находиться там как можно дольше.

-7

Дальнейшее трудоустройство. Весьма важная составляющая в повышении мотивации у студентов — уверенность в устройстве на хорошую работу с получаемым образованием. Довольно актуальная проблема для медицинского вуза, в котором преобладает набор на факультет, при выпуске с которого дипломированный врач с трудом может найти хорошую, хотя бы среднеоплачиваемую работу. Этот вопрос в уме студента начинает витать со 2-3 курса, когда заканчивается радость от поступления на бесплатное место на факультет с низким конкурсом. Какие есть способы решения этой проблемы? На самом деле есть 3 пути её решения: во-первых — уменьшение набора на невостребованный факультет и увеличение приёма на более востребованные специальности, во-вторых — выстраивание отношений с потенциальными работодателями для студентов и отправка их на стажировку для профессиональной ориентации и выработке осязаемости специализации, которую получит студент-медик, в-третьих — лоббирование интересов вуза в сфере переподготовки специалистов-медиков с невостребованным образованием, тем самым обеспечивая гарантию трудоустройства студента-медика в будущем.

Научно-технический престиж. Для некоторых студентов становится важным помимо учёбы и внеучебная жизнь в русле научных исследований. Разумеется, чтобы проводить такие исследования, должно быть соответственное оснащение лабораторий, принадлежащих вузу. Если научная работа по медицинской теме представляет из себя подготовку реферата с выдержками из 2-3 статей, то такой научно-технический «престиж» будет уменьшать мотивацию студента и к учёбе в том числе, так как у студента не будет желания поступать в данный вуз в аспирантуру и преуспевать на научном поприще среди студентов, а стимуляция студентов зачётами «автоматом» почти никогда не позволит сделать качественную научную работу, которая займёт большое количество времени.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что есть множество способов для повышения мотивации у студентов, есть хорошо работающие механизмы, основанные на психофизиологии. Применение их требует некого реформирования, смелости в принятии решений от руководства и энтузиазма преподавателей.

Спасибо за внимание!

Прочитайте также: Почему я стал патологоанатомом?