В 1917-м году мичиганские полицейские получили в свое распоряжение пять специально подготовленных "пулеметных тачанок" на шасси рядового автомобиля марки "Студебекер". Машины получившие название по имени инициатора постройки Studebaker-Crossman Machine Gun Carrier принимали участие в операциях на мексикано-американском пограничьи.
Studebaker-Crossman Machine Gun Carrier/Носитель пулемета на шасси Студебекер конструкции Кроссмана.
Страна: САСШ
Год выпуска: 1917
Производитель: Studebaker Brothers Manufacturing Company
Кол-во: 5
Вооружение: 2хLewis automatic machine gun
Экипаж: 2-3
Шасси: Studebaker model SF series 17
Бронирование: -
Марка Studebaker была наверно старейшей маркой производившей дорожные машины в 20-м веке. Корни Studebaker Brothers Manufacturing Company уходят в 18 век, когда эмигранты из Германии семья Штауденбекров (Staudenbecker) из ведущего европейского центра оружейного дела Золингена обосновалась в США. В 1750-м году основатель династии организует небольшой производство дорожных фургонов. В 1852 году уже сыновья основателя династии Клемента Студебекера Генри и Клем основали фирму «H&C Studebaker» в городе Саут Бенд в Индиане. Через год к ним присоединяется младший брат Джон и компаньоны срывают куш, став генеральным поставщиком фургонов и повозок для армии северян, после войны еще два брата Питер и Джейкоб присоединяются к семейному делу и фирма становится Studebaker Brothers Manufacturing Company», в номенклатуру поставок входят кареты, фургоны, телеги и вагонетки для горной промышленности. Одну из карет у Братьев Студебекек заказывает президент США Мак-Кинли.
Начало двадцатого века стало и началом эры автомобилизации. Первоначально фирма братьев Студебекер сконцентрировалась на производстве электромобилей под маркой Studebaker Electric, электромобили выпускались с 1902- по 1912 годы. Одним из самых известных покупателей Studebaker Electric сенат США, который использовал машину для перемещения по внутренним корпусам огромного здания. Параллельно Студебекер занимался тем, что умеет лучше всего, тем более эра конной тяги была еще далека от окончания, выпуская фургоны и кареты, и то что было ближе всего - шасси и кузова для электромобилей например для Pope Electric Vehicle Company.
Будучи кузовщиками компания Студебекер достаточно долго не занималась сама выпуском автомобилей с ДВС. Полагая, что у них отсутствуют компетенции, особенно в производстве двигателей, руководство компании начало с партнерских соглашений, сначала с Гарфорд, а затем с E.M.F.-Company («Everitt-Metzger-Flanders») о совместном производстве - шасси и кузов от Студебекера, двигатель и ходовая от партнера. К 1910 году было решено, что партнёрство это то, что не обеспечит будущее и E.M.F.-Company вместе с репутацией одного их худших производителей машин в Америке была приобретена, только для того, что бы получить производственные мощности в Детройте, с 1912 года торговая марка автомобилей была заменена на уже привычную Студебекер. Имея старые и проверенные отношения с военным ведомством Студебекер свою первую бензиновую машину - 30-сильную легковую модель Studebaker-Garford поставил в 1909 году в Корпус Морской пехоты, машина по совместительству стала и и первым механизированным транспортным средством у морпехов.
С началом Первой мировой войны Российская императорская армия начала скупать, все автомобили, что могли им продать, причем покупали за "наличные" особо не торгуясь. В 1915 году в РИА поступило 475 автомобилей в основном модели ЕС с 6-цилиндровым двигателем мощностью 40 л.с. Но уже к концу года Студебекер, в месте с такими марками как Ford, Reo и множеством других попал в "черный" список машин, которые не пригодны для использования в российской армии. Но индивидуальные поставки продолжались. В 1916-м году был сформирован санитарно-автомобильный отряд, собранный на американские пожертвования и укомплектованный американскими врачами, получивший имя имя великой княжны Татьяны Николаевны, состоявший из 15 новейших 6-цилиндровых автомобилей Studebaker ED - головного автомобиля, двух машин технической помощи, 11 санитарных автомобилей на четырёх лежащих или восемь сидящих раненых и один «автомобиль-операционный госпиталь».
В общей сумме несколько тысяч проданных в Россию и Англию машин погоды не делали, да и для американской армии Студебекер не отличился в поставках транспортных машин. Редким исключением стала небольшая серия пулемётовозов, которая предусматривалась сначала для 33 пехотного Мичиганского полка (Machine Gun Company of the 33rd Michigan Infantry), затем попала в Национальную Гвардию Мичигана, после отправки Гвардии в Европу была передана Мичиганским государственным военным силам (Michigan State Troops Permanent Force). В составе этого подразделения были созданы три отряда пулемётных автомобилей из пяти Студебекеров и одного броневика на шасси РЕОЮ, по две машины в отряде.
Пять Studebaker-Crossman Machine Gun Carrier были созданы по проекту капитана 33-го мичиганского полка пехоты Артура Кроссмэна (Arthur Crossman). На шасси Studebaker model SF series 17 с 24-сильными двигателями были построены легкие "тачанки". Капитан Кроссмэн явно готовился к новой войне в пустынях Мексики и построенные по его проекту машины были легкие и скоростные, что должно было импонировать адепту скоростных кавалерийских рейдов герою рейда в Мексику в 1916 году Шерману. Машина Model SF была совершенно обычным, простым и ничем не выдающимся автомобилем в ряду остальных машин Медной эры американского автомобилестроения - рядная четверка мощностью 24 л.с., карданный привод на задний. мост. Может быть по сравнению с конкурентами машину отличала хорошее качество изготовления кузова.
Легковой автомобили Studebaker model SF series 17 был превращен в пикап. На месте заднего сиденья были установлены ящики для патронов и амуниции, дополнительные баки для топлива и воды. На задней стенке был установлен на шкворне со щитом ручной пулемет Льюис. Такая же установка монтировалась перед пассажирским сиденьем. Стрелок заднего пулемёта лежал на специально оборудованной "лежанке" при ведении огня. Передний стрелок сидел. Для ведения ночного боя, что особенно важно при ведении рейдовых и набеговых операций, на Studebaker-Crossman Machine Gun Carrier могли устанавливаться специальные прожектора-целеискатели. Даже в полном обвесе Студебекер оставался легким и спокойно разгонялся по дороге до 96 км/час.
После рейда в Мексику 1916-го года американская армия, узнав, что оказывается моторизация оказывается может быть полезна, занялась подготовкой к европейской войне. Правда готовилась она достаточно странно, в итоге части были отправлены в 1917-м году в Европу "пушечным мясом" без тяжелого вооружения и техники, которыми их пришлось снабжать уже союзникам по прибытию. В очередной раз американцам повезло и они в основном не попали в мясорубки 1915-1917 годов, фактически попав на фронт только к концу 1917-го. Но уже и при отправлении было понятно, что для европейского ТВД такие машины как Пулемётовоз Студебекера-Кроссмэна абсолютно бесполезен. Если уж европейцы бронированные машины отводили с фронта, то небронированному "пикапу" делать там было вообще нечего.
Не были проверены Studebaker-Crossman Machine Gun Carrier и в боевых действиях в Мексике, "мичиганцы" прибыли на границу в Эль-Пасо уже к выводу экспедиционных сил. Пулемётовозы приняли участие в торжественном параде экспедиционных сил, показав "мощь и силу" американской пехоты. Принципиально машина по проекту Кроссмэна была удачным вариантом Скаут-кара для боевых действий против плохо-вооруженного противника в условиях степи и пустыни, но такие войны под руку не подвернулись и машины спокойно закончили своё существования в частях полиции Мичигана.
По теме американских бронеавтомобилей Первой мировой можно почитать ещё:
"Короли" для морпехов. King Armored Car. 1915. Ross Landing Transport - Первый десантный броневик.
Броневик на популярном шасси. White Armored motor car №3. 1917. Второй прототип.
Неугомонный Дэвидсон. Davidson-Cadillac Armored Car М.1915. Новые эксперименты в США.
Полноприводный броневик Джеффери. Armored Motor Car No.1. 1915. Первая броня Америки.
Федерал в Нью-Йорке. US Federal armored car. 1915. Башенный броневик национальной гвардии.
Стандартный бронетранспортер Национальной гвардии. 1st Motor Battery N.G.N.Y. 1916. Назад в будущее!
Источники:
Сергей Егоров Неизвестный Studebaker US6 (Часть 1) История появления и послужной список самого известного грузовика Второй мировой войны (http://www.gruzovikpress.ru/article/4062-neizvestniy-studebaker-us6-ch-1/, ГП 07-2015)
https://engineering-ru.livejournal.com/83889.html