Сельхозпроизводителям прописан «зелёный коридор»
Государственной Думой принят пакет законов о «зелёной» сельхозпродукции и продуктах с улучшенными характеристиками. Как говорят эксперты, таким образом урегулированы нормы, до сих пор не прояснённые законодательством – исключающие производство по «вредным» технологиям. Online47 выяснил, что именно изменили законодатели.
Что уточняется
Законом утверждены основные позиции, которыми должен руководствоваться сельхозпроизводитель на каждом этапе своей деятельности: начиная с производства, и заканчивая сбытом.
Речь идёт, в частности, о запретах:
– на смешивание «зелёного» производства с каким-либо другим (есть оговорка: то же оборудование можно использовать для других видов продукции, но отдельно – без смешивания процессов);
– на клонирование, генную инженерию и вредные элементы-примеси;
– на использование ненадёжной тары и упаковки.
К тому же обещано создание специального общероссийского реестра, в который войдут наиболее надежные сельхозпроизводители. Но для этого им придётся согласиться на так называемую «добровольную сертификацию», в свою очередь, дающую право на маркировку. А этот отличительный знак, в свою очередь, позволит производителю рассчитывать на государственную помощь, а покупателю - распознавать честную «зелёную» продукцию.
Когда законы вступят в силу
Перечисленные новшества вступят в законную силу 1 марта 2022 года.
Актуальный комментарий
«Наверняка какие-то законодательные позиции ещё будут уточняться. Но и сейчас ясна намерения авторов новых законодательных норм. С их точки зрения, это очередной шаг, связанный с необходимостью защитить сельскохозяйственную продукцию от тех, кто в погоне за «длинным рублём» пренебрегает чистыми, так называемыми «зелёными» технологиями – причём ничем не рискует, – объясняет эксперт, юрист, член коллегии адвокатов Санкт-Петербурга Станислав Замятин. – Законодатели задумались об ответственности и прописали её в законодательных нормах. Теперь надо подумать и о другой «стороне медали» – правоприменительной практике. Но желательно сделать так, чтобы число проверок «не зашкаливало», а проверяющие (если такая система будет налажена) были «чисты на руку». А самый важный момент для сельхозпроизводителя – это сбыт. Думаю, что «зелёной» продукции нужен зелёный коридор сбыта – такой, чтобы и они, и покупатели не остались в накладе (они, к слову, должны быть хорошо осведомлены о том, что покупают). Только тогда сможем сказать, что всё сошлось: и юридический, и экономический, и покупательский аспекты».
Эксперт считает справедливыми позиции закона, не допускающего клонирования, «овечек Долли» и вредных примесей.
Перспективы Ленобласти
К слову, в Ленобласти только на поддержку фермеров, личных подсобных хозяйств (ЛПХ) и сельскохозяйственных потребительских кооперативов в прошлом году было направлено 538 млн рублей (104,1%), или порядка 10% от общей поддержки АПК.
Притом известно, что на долю малых форм хозяйствования в регионе приходится 76% всего объема производства картофеля, 55% овощей, 84% поголовья овец и коз, а также 95% кроликов.
Отчитываясь за прошлый год, зампред правительства региона – председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Олег Малащенко прогнозировал АПК Ленобласти расширение.
Например, начнется строительство комплекса на 8 тысяч голов крупного рогатого скота; рост производства яйца до 3,3 млрд; увеличение объёма посевных. К тому же в регионе появится своя программа «Ленинградский фермер» и уже создан торговый дом, который будет помогать областным производителям со сбытом продукции. То есть, с тем, что их больше всего волнует. Ведь большинство из них признаёт: вырастить, произвести – не штука, главное – иметь возможность продавать на нормальных – не грабительских условиях, по приемлемым для населения ценам. И есть надежда, что обновлённое законодательство им в этом поможет.
Чем не лозунг: «Зелёной продукции – зелёный коридор». И тут, судя по всему, требуется не только законодательное, но и фактическое подтверждение.