Найти в Дзене

Один тренд Ивана Денисовича, песня о счастье зэка, оказывается

Оглавление

Методическая разработка урока по литературе в 11 классе "А.Солженицын "Один день Ивана Денисовича", первая выданная мне поисковиком, рекомендует учащимся "Урок-размышление". Чтобы:

  • вызвать интерес к личности писателя и его произведениям.
  • формировать представление о ценности человеческой жизни и свободы, о необходимости сохранять человеческое достоинство вопреки обстоятельствам.
  • ...использование частично-поискового метода и технологии критического мышления.

В нашем возрасте интерес к личности А.Солженицына остался, по меньшей мере на Яндекс Дзен. За предыдущие статьи

Живём на улице Солженицына, учим в школе Солженицына, а чему учим-то?

https://zen.yandex.ru/media/id/601707f50e8e9a7ec1e52273/jivem-na-ulice-soljenicyna-uchim-v-shkole-soljenicyna-a-chemu-uchimto-60b91c68bbd59741787346de

и другие, одни сограждание ругали меня за обеливание чёрного кобеля, другие посылали матерно за сталинизм. Такой широкий спектр восприятия нейтрального текста.

Представление о необходимости сохранять человеческое достоинство вопреки обстоятельствам... Ну, этому можно бы и поучить бессильно матерящихся граждан, но их немного жаль. Когда яростных сторонников спрашиваешь, а что вы сами-то поимели от того, что сбылась мечта Солже и иже с ним, они и начинают материться от бессилия.

Потому лучше просто почитаем школьную методику, посмотрим, что наши дети могут получить от чтения, где им включать технологии критического мышления.

В школьной программе подаётся "Один день Ивана Денисовича" как песня о счастье зэка. Хочется и мне счастья, хотя бы точечно.

Точка 1 - статистика - С 1921 по 1954 год по стране за так называемые «контрреволюционные действия» было осуждено 3.777.380 человек, в том числе приговорено к высшей мере наказания 642.980 человек, к содержанию в лагерях и тюрьмах на срок от 25 лет и ниже – 2.369.220 человек, отправлено в ссылку 765.880 человек.

Включаем критическое мышление - 3 миллиона осуждены и расстреляны, нас было тогда 150 миллионов. То есть в стране было 147 миллионов за советскую власть. Или 98%.

С кем же тогда гражданская война только что велась? Или они все уехали? Никто не прячется по схронам, по лесам?

Это, конечно я включаю критическое мышление, детям этого не дают пока. Им динамически накачивают тему. ...кто такой Солженицын?

Слайд – кто он? Пророк, наставник или заступник?

Нашел в сети слайд, в котором несколько больше характеристик.

Далее детям предлагается несколько мнений о Солженицыне. Пророком его называет священник, хотя к Лику Святых вроде бы Солже ещё не причислен, слава богу, как говорится.

Спаситель Отечества? Может это:

«Солженицын стал кислородом нашего непродыхаемого времени, и если общество наше, литература, прежде всего, ещё дышат, то это потому, что работают солженицынские меха, качают воздух в задыхающуюся, обезвоживающуюся, себя почти потерявшую Русь»/писатель Виктор Астафьев/

Включаем критическое мышление. По-моему того, что накачали в нашу страну Солженицынские меха, сейчас более чем достаточно. И в итоге единения с партнерами на демократической почве, мы ОТКАЧИВАЕМ из страны по полной программе сырьевые ресурсы. Но это, конечно, вопрос экономический, а мы тут проходим урок учёбы у простого человека - чему? Пока не пойму.

Может быть здесь: (ЦИТАТА)

Примерный ответ: Произведению А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» принадлежит особое место в литературе и общ. сознании. Рассказ, написанный в 1959 году, был задуман еще в лагере в 1950 году.

Первоначально название рассказа «Щ-854(Один день одного зека)».

КОНЕЦ ЦИТАТЫ, Включаю если не критическое мышление, то дополнительную информацию. Да, "Один День Ивана Денисовича" самый литературно качественный его рассказ. Хорошо поработала команда в редакции Твардовского.

6 августа 1963 года Твардовский передал письмо и рукопись «Щ-854. Один день одного зэка» - уже доработанный редакционно в «Один день Ивана Денисовича» помощнику (референту) Хрущёва В. Лебедеву:

<…> Речь идёт о поразительно талантливой повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Имя этого автора до сих пор никому не было известно, но завтра может стать одним из замечательных имён нашей литературы.

Это не только моё глубокое убеждение. К единодушной высокой оценке этой редкой литературной находки моими соредакторами по журналу «Новый мир», в том числе К. Фединым, присоединяются и голоса других видных писателей и критиков, имевших возможность ознакомиться с ней в рукописи.

<…> Никита Сергеевич, если Вы найдёте возможность уделить внимание этой рукописи, я буду счастлив, как если бы речь шла о моём собственном произведении."

-2

То есть намекает, что подработали уже хорошо своим коллективом.

Чуковский немного иронически, если не ехидно, назвал свой отзыв «Литературное чудо»:

"Шухов — обобщённый характер русского простого человека: жизнестойкий, «злоупорный», выносливый, мастер на все руки, лукавый — и добрый. Родной брат Василия Тёркина. Хотя о нём говорится здесь в третьем лице, весь рассказ написан ЕГО языком, полным юмора, колоритным и метким."

  • Изрядно пошутил Чуковский над Твардовским! - весь рассказ написан ЕГО языком!
-3

Да, не хуже вождя Чингачгука умел заострить наш Чук свои стрелы!

Но вернёмся на урок. Скучно, но что поделаешь? Учитель тоже понимает, включает видео. Что такое буктрейлер? Это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – реклама свежевышедших книг и пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств.

(то есть дети скорее всего не читали Солженицына, учитель это понимает и не настаивает. Не будем напрягаться и мы. Просто спросим - о чём речь-то всё-таки?)

Просмотрев этот видеоролик вы должны ответить на вопрос: какую главную мысль ставит автор? О чем мы будем сегодня вести разговор, опираясь на данное произведение.(просмотр видеоролика – 1 мин).

- один из счастливых дней.

- правильно мы будем говорить о счастье.

Я предлагаю вам подумать и дать ответ на вопрос:

Почему же Шухов считал прожитый им день счастливым?

...не знаю, что поняли дети из 1 минуты видео, я вновь перечитал этот рассказ 54 года спустя. И тогда, в 1967-м, я не увидел там ничего о счастье, и сегодня не вижу.

Если детей учат, что счастье в том, чтоб выпросить банку баланды, то я этого не понимаю, хотя, как мы шутили в советское время, "пережили голод, переживём и изобилие".

Дети составляют кластер про счастье Ивана Денисовича. Это ничего сложного - раскраска, текст надо закрасить разными цветами.

Потом делают синквейн о самом Солженицыне. В общем - современная интерактивная игра. Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Интересно - сами японцы понимают наши америкос-синквейны?

Не будем играть, посмотрим сразу итоги.

Прием акростих

Ч-естный

Е-динственный

Л-любящий

О-тзывчивый, ответственный

В-олевой

Е-стественный

К-расивый

Я желаю каждому из вас быть человеком с большой буквы, обладать не только перечисленными качествами, но и самое главное быть счастливыми, в любой, даже трудной ситуации.

Выводы урока

Чему учит Солженицын в своем произведении «Один день Ивана Денисовича»

- Работать добросовестно

-Стойко переносить страдания

- Быть внутренне свободным

-Сохранить доброту к людям

- Сохранить снисходительность к человеческим слабостям

Преподаватель:

Спасибо за урок, Оценки за урок. Дз сочинение по типу Егэ по этому тексту.

Уф-ф-ф... О чём они поговорили-то? Зачем этот опыт счастья ЗК детям?

-4

И есть ли у автора настоящий опыт ЗК? Вот мне пишет в ответах на предыдущие публикации, ник Зам Бези:

Чтобы понять, что из себя представляет этот персонаж и его писания, достаточно почитать воспоминания его жены с 30-летним стажем Решетовской. Вот один малюсенький штрих. В одной из книг (она их несколько написала) она рассказывает о его лагерном быте:

"утром и вечером прогулки под липами, в выходные игра в волейбол 3-4 часа... "

Сравните это с его описанием невероятных тягот и лишений в лагере и всё становится ясно. Важно понимать, что она не ставила своей целью какие-то разоблачения, любила его всю жизнь, разоблачения как-то сами по себе получились. Там ещё много интересного и про его реальную лагерную жизнь, и про то, как он вёл себя, выходя из окружения с бойцами, когда был на фронте...

Михаил Просперо; - Зам Бези, Вы очень точно подметили. В "колоннах" люди работали, трудом искупали свои ошибки. И если хорошо работали, то и отношение к ним было ровное.

Я снимал в 90-е фильм о заброшенной "сталинской" железной дороге, говорил с оставшимися там жить людьми. Несвобода - это конечно жутко, но не так колоритно, как врёт волейболист Солже...

Ответит Зам Бези - 23 часа

Михаил Просперо, Именно так. По его писанине выходит, что лагерное начальство только и думало о том, как бы умертвить побольше заключённых. А этого в принципе быть не могло, поскольку это начальство отвечало за выработку, причём головой и часто буквально.

Отвечаю: - Зам Бези, совершенно верно! Главный инженер брошенной сталинской железной дороги, бывший ЗК, граф Аполлон Николаевич Кондратьев, мне так и пояснил: - кто будет везти людей на баржах тысячи километров вверх по Оби за Полярный Круг, чтоб там расстреливать? Это ж какие затраты! Последняя расстрельная на этой линии была в Тобольской пересылке.

Но об этом надо писать отдельно. Это не для школьников.