Найти тему
Краснодарские Известия

Как архитекторы пытались воплотить рай на земле: самые красивые здания из стекла

Оглавление

К постройкам из стекла мы привыкли: небоскребы и торговые центры окружают нас в повседневности. Однако до того, как из стекла начали строить башни, архитекторы пытались сделать материальной мечту о замке из стекла. Смотрите на самые красивые проекты в подборке "Краснодарских известий".

Строительство из стекла было тесно связано с символизмом. Загадочный и хрупкий материал ассоциировали с Небесным Иерусалимом, дворцами Солнца и мечтой о справедливом общественном порядке.

Хрустальный дворец на Всемирной выставке в Лондоне

Сегодня это, пожалуй, самое знаменитое здание из стекла. Дворец был построен как главный павильон первой в истории Всемирной выставки, которая открылась в 1851 году в Лондоне. Проект павильона придумал Джозеф Пакстон, садовод и специалист по оранжерейной архитектуре.

Во время строительства Хрустального дворца использовали листовое стекло максимально большого размера. Построили павильон меньше, чем за 8 месяцев, и на тот момент это было самое большое здание в мире. Это было огромное пространство, заполненное светом и воздухом. Еще на открытии дворца подчеркнули близость его архитектуры к Небесному Иерусалиму. Так рай стал восприниматься людьми как социальная утопия.

Дворец Солнца в Байройте

Именно с образа дворца Солнца началась история зданий из стекла. Впервые воплотился он на сцене в виде декораций, созданных по описанию из второй книги «Метаморфоз» Овидия. Когда в XVII веке вернулась традиция соотнесения государя с Солнцем, который властвовал на земле так же, как Солнце на небесах. Только теперь этот образ был тесно связан с христианством – так появился образ стеклянного дворца, напоминающего Небесный Иерусалим.

Один из примеров – Новый дворец, возведенный в Байройте. Главное здание этого архитектурного ансамбля – дворец Солнца с двумя дугообразными пристройками, используемые как оранжереи. Рядом находились вольеры с птицами. Овал завершали деревья и кустарники, которые окончательно ограничивали мир дворца от остального. Купол дворца венчает скульптура золотой колесницы Аполлона, а стены украшены горным хрусталем. Внутри отделка дворца выполнена красным, голубым и желтным стеклом.

Павильон Бруно Таута

Архитектор Бруно Таут построил павильон стекольной промышленности для выставки. Его проект стал манифестом. Наставник Таута, писатель Пауль Шеербарт, видел в стекле проводник света и был убежден, что стекло поможет внутреннему преображению человека.

Павильон, возведенный по фантазиям писателя в форме ротонды, представлял собой уникальное архитектурное сооружение. Днем он весь пропускал и преломлял свет, а ночью светился, как драгоценный камень. Купол снаружи был зеркальным, внутри – витражным. Внутреннее пространство делилось на три уровня, ступени лестниц выполнили из двойных стеклянных блоков. На верхнем этаже была представлена стеклянная продукция, на среднем – водоем со стеклянными шариками, а на нижний этаж сбегал водный каскад.

Парижские пассажи

Пассажи, поменявшие облик европейских столиц, появились в первой трети XIX века. Покрытые стеклянной крышей улицы превращались в широкие галереи, в которых располагались кафе и магазины. На контрасте с узкими парижскими улицами без тротуаров и освещения просторные светлые пассажи сильно выигрывали.

В 1820-30-е годы на правом берегу Парижа возникло около 140 пассажей, каждый из которых имел свое имя, облик и специализацию: в одном расположились книжные магазины, в другом – законодатели мод. Пассажи были своего рода городом в миниатюре, здесь можно было найти развлечения на любой вкус, а не только магазины и едальни. Они породили нового героя XIX века – фланера, который гулял и созерцал город.