Жизнь воительниц, друидок и права женщин в древней Ирландии — читаем новую статью от нашей гостьи Мари Сан.
Королева Меб
Королева Коннахта Меб, возможно, одна из самых известных женщин ирландской мифологии. Ирландские саги повествуют о том, что ни один мужчина не имел права править Коннахтом, если он не был женат на Меб, единственной, кто мог олицетворять верховную власть в королевстве.
Там же говорится, что она «никогда не была без мужчины, никогда не была ни в чьей тени».
Королева Меб, как и герой Кухулин, является героиней Уладского цикла ирландских преданий, происхождение которого относится предположительно к VIII столетию. О ней и её деяниях рассказывается в известнейшем ирландском эпосе — «Похищение быка из Куальнге» и других сагах. В «Похищении» описывается, как Меб пытается путём войны с королевством Ульстер получить гигантского быка Донн Куальнге, чтобы сравняться богатством и владением со своим супругом, владевшим таким же необыкновенным быком — Финдбеннахом.
Меб (др.-ирл. Medb [mɛðv], среднеирл. Meḋḃ, Meaḋḃ = Medhbh, Meadhbh, ирл. Meabh, англ. Maeve, в англоязычных странах общепринято произношение Мэйв — в пер.: опьяняющая, упоительная) — воинственная божественная королева Коннахта, одна из центральных фигур ирландской мифологии.
Сам факт того, что эта легенда выжила, попав в руки христианским монахам, которые впервые записали ее, и жива поныне, доказывает, с каким трепетом ирландцы относятся к этому персонажу.
Злая Меб
Примечательно и то, что история о Меб фокусируется не столько на ее добрых делах, сколько на мнимых слабостях, в которых часто обвиняют женственность. Меб изображается упертой, амбициозной, жадной, ревнивой и мстительной. Совершенно не такой, каким полагалось быть добрым христианкам.
Есть еще один момент — неизвестно доподлинно, была ли Меб таковой, каковой она предстает в сказании о быке, но сказание совершенно точно указывает на то, что женщины в древней Ирландии могли быть не только королевами. Они имели право возглавлять армии, быть воительницами, друидками, обладать богатством и имуществом и могли вступать в брак согласно своему желанию, наравне со своими мужьями.
Два самых легендарных мифических героя Ирландии, юноша Кухулин и Фионн мак Камхолл, были обучены искусству боя женщинами.
Женщины-воительницы
Нуада, который возглавил вторжение в Ирландию, поддерживала его жена, Мача, которая вела ожесточенные бои на его стороне в обеих битвах при Мойтуре. Во втором сражении, когда Нуада был повержен мечом Фомори Гиганта — короля Балора, Мача встала между поверженным мужем и Фомори и защищала его до последнего, прежде чем Фомори поразил и ее.
Примечательно и то, что два самых легендарных мифических героя Ирландии, юноша Кухулин и Фионн мак Камхолл, были обучены искусству боя женщинами. Кухулин отправился в дом Скатхах, которой была воительницей и учительницей боевых искусств. Скатхах проживала на острове у берегов Альбы (Шотландия).
Слава о ней гремела далеко за пределами ее родины, и к ней стекались и мужчины, и женщины, которые желали учиться воинскому делу и оттачивать свои военные навыки.
Она даже нажила себе врага, в лице бывшей ученицы, Айофе, против которой и выступил Кухулин на конкурсе единоборств. Воина не слишком тревожила перспектива покрыть себя позором, вступив в борьбу с женщиной.
Фионн мак Камхолл был воспитан тайно в горных лесах Слеве-Блум своей теткой-друидессой, Бодмал, и воительницей Лиат Луахрой.
Законницы, целительницы, знатоки кузнечного дела
Легенды Ирландии повествуют и о богине Бригиде, обладавшей исключительными навыками целительницы, покровительствовавшей кузнецам. Доблестная и отважная Бригида, к слову, и сама владела кузнечным делом.
Известной целительницей была Айрмид, дочь врача Диан-Чехта, который служил Нуаде. Айрмид была искусной травницей. Она собрала, изучила все травы, которые росли в Ирландии, классифицировав их по лекарственным свойствам. Однако ее отец приревновал дочь к ее навыкам, вмешался и уничтожил весь ее труд, так что все знания, которые достались Айрмид с таким трудом, были утеряны.
В Древней Ирландии женщины могли быть и законницами. Бригид Бретах, которую называли судьей Бригид, служила королю Конхобару мак Нессе и занимала должность адвокатки. Бригид предоставила женщинам Ирландии право наследовать землю своих отцов, а также боролась за различные женские права в древнем праве.
В ирландской мифологии есть множество сказаний о деяниях друидок. Бирог — друидка, которая спасла младенца Люга от утопления его дедом, Балором.
Тлахтга, дочь Мога Руита, могущественного слепого колдуна, связанного с Холмом Уорда и огненным праздником Самхейна, Бэ Шуиль была друидкой, причастной к поражению Карман, кельтской ведьмы. Королеву Меб о поражении ее армии предупредили друидки Даннан и Зеер.
Свободная любовь
Сказания повествуют о том, что мужчины и женщины часто выбирали любовников и меняли брачных партнеров. Такое поведение не подвергалось осуждению.
Возьмем, например, традицию «ручного поста», которая в Ирландии восходит к Тайлтенским играм, первоначально созданным Люгом для чествования смерти его приемной матери, Тайлтиу.
Правила игр были таковы. Молодые мужчины и женщины выстраивались по обе стороны стены так, чтобы ни одна из сторон не могла видеть другую. Девушки выставляли руку через отверстие в стене, а мужчина с другой стороны стены брал их за руку. Такой обряд был своеобразным обещанием прожить вместе как муж и жена ровно год и один день. Если брак не складывался, партнеры отправлялись на очередные игры, и это значило, что они расстаются, чтобы попытать счастье с другим партнером.
В соответствии с Брехонским правом существовало десять видов брака:1. Между партнерами равного разряда и имущества.2. Женщина располагает меньшим имуществом.3. Мужчина располагает меньшим имуществом.4. Брак по любви без взаимных притязаний на имущество (при этом права детей сохранялись).5. Брак по согласию, с целью удовлетворения физиологических потребностей. При этом мужчина и женщина не проживают под одной крышей.6. Брак, в котором мужчина удерживает жену побежденного противника.7. Так называемый солдатский брак, временное объединение преимущественно с целью удовлетворения физиологических потребностей.8. Мужчина совращает женщину посредством обмана или воспользовавшись ее опьянением.9. Брак в результате изнасилования.10. Брак между слабоумными или безумными людьми.
У самой королевы Меб было несколько мужей и множество любовников. У богини Боанн, в честь которой названа река Бойн, был роман с Дагда, во время замужества с Элькмаром. Боанн понесла от Дагды, и тогда он остановил солнце в небе ровно на девять месяцев, так что по сути Энгус, сын Боанн и Дагды, был зачат, выношен и рожден в один день.
Верховный король Кормак мак Эйрт отдал свою дочь, Грайне, в брак со стареющим Фионном мак Камхоллом, чтобы укрепить их союз. Она согласилась, но быстро передумала, когда встретила гораздо более молодого, красивого и очаровательного Диармюида. Грайне сбежала с Диармюидом в самую ночь свадьбы с Фионном.
Закон Брехона — коренное ирландское право
Таким образом, в отличие от большей части остального древнего мира, где женщины считались собственностью своих мужей, ирландки имели со своими мужьями равный в браке статус.
Замужняя женщина сохраняла право владеть всем собственным имуществом, которое приносила с собой в брак. Она имела право развестись с мужем, если он не выполнил свои брачные обязательства, и, если это было так, она имела право взять с собой все свое имущество и половину их совместного имущества, а также часть компенсации за причиненный ущерб.
Закон Брехона подтверждает это. Согласно легенде, верховный король Кормак мак Эйрт отвечал за сопоставление всех устных законов и становлению закона Брехона. Кормак пришел к власти не раньше тридцатого года, к этому времени он уже был хорошо известен своей мудростью.
Удивительно, что коренное ирландское право восходит к очень далеким временам, когда люди, казалось бы, не доросли до необходимости узаконивать хоть что-то.
Точной даты закона Брехона нет, есть некоторые свидетельства его использования во время бронзового века (от 2300 до 900 до н. э.). Кельтское ирландское право считается многими древнейшим, самым сложным, самым эгалитарным и самым обширным из средневековых европейских правовых систем.
Брехоны, которые были арбитрами, знали законы в стихах и должны были декламировать их наизусть, и только тогда считались квалифицированными защитниками. Занимало изучение этого закона годы, а брехоны занимали особое положение в обществе.
Уникальность закона Брехона
Сами законы внутри брехонской идеологии уникальны в Европе. Эта правовая система была симптоматичной для общества, которое можно рассматривать как глубоко гуманное и высококультурное.
В V веке святой Патрик упразднил законы, удалив и отбросив те, которые не соответствовали христианскому учению. Эти тома были известны как «Сенчас Мор». Английское правление в семнадцатом веке окончательно изгнало эти законы раз и навсегда, заменив их собственной феодальной системой.
Закон Брехона и женские права
Фактически, закон Брехона был законодательной системой, которая значительно опередила свое время. Речь идет о системе, которая обеспечивает равенство и демократию, и основывается на сложной системе штрафов вместо телесных наказаний.
Закон Брехона охватывает все: от вопросов торговли, преступности, здравоохранения, собственности на имущество до семейного права и равных прав.
Согласно закону Брехона женщины имели право заниматься тем, к чему лежала душа. Они могли быть друидками, поэтессами, врачами, законодательницами, учительницами, воительницами, вождями.
Женщины и брак
В раннюю эпоху — «Ирландские тёмные века», которые длились от примерно 200 до 400 лет н. э., когда были приняты самые ранние ирландские законы, женщины имели мало юридических прав.
Однако после этих событий положение женщин в целом улучшилось. К VIII веку ирландское общество по закону Брехона, хотя в нем и доминировали мужчины, предоставило женщинам большую свободу, независимость и права на собственность, чем во многих других европейских обществах того времени.
В более поздних разделах документально подтвержденного закона Брехона мужчины и женщины владели имуществом раздельно.
Законы о браке были очень сложными. Например, существовало множество способов объединения домашних хозяйств и собственности с последующим разделением собственности в случае возникновения споров.
Согласно Закону Брехона того времени, мужу было законно разрешено ударить жену, но она, если это случится, имела право отсудить компенсацию, равную размеру ее имущества при вступлении в брак, и могла, если желала, развестись с ним. Имущество, нажитое в браке, не могло быть отчуждено без согласия обоих супругов.
Право Брехона часто расходилось с ирландским каноническим правом, например, позволяло брать мужчине больше одной жены и допускало развод.
Развод предусмотрен по ряду причин, после чего имущество делилось в зависимости от того, какой вклад каждый из супругов внес в домашнее хозяйство.
Муж мог развестись с женой, если жена была неверна ему, была воровкой, пыталась избавиться от его ребенка, позорила его честь, пыталась убить рожденное дитя или была бесплодна. Жена могла развестись, если муж изменял ей, не оказывал поддержки, распространял о ней ложные рассказы, был импотентом, страдал ожирением, оказывался гомосексуален, бесплоден, похотлив в браке или не соблюдал законов. Следует заметить, что развод продолжал практиковаться, по крайней мере, среди гэльской аристократии, вплоть до семнадцатого века, несмотря на постоянные предупреждения и осуждения.
Согласно праву Брехона, ответственность за детей несли оба родителя, и отец должен был взять ее на себя, если мать не в состоянии сделать это или если ребенок был зачат в результате греховной связи и женщина, таким образом, фактически оставалась без финансовой защиты.
Защита прав и жизни женщин
Некоторые могущественные монастыри фактически способствовали раннему ирландскому праву. У Адомнана, аббата Ионы, был закон под названием «Cáin Adomnáin», принятый в Бирре в 697 году нашей эры. Этот закон запрещал использование женщин в военных действиях и налагал штрафы за преступления против женщин.
К числу упомянутых преступлений относятся физическое насилие, изнасилование, различные виды сексуальных домогательств и причинение неудобства женщине, если оную обвиняли в нечестности. К преступлениям против женщин также относилось отрицание рожденных ею детей и событие, если женщина беременела от мужчины, не будучи связана с ним брачными узами.
Иными словами, мужчина приговаривался к штрафу, если насиловал женщину, прикасался к ней без разрешения, бил ее, пытался ее обесчестить или осеменял ее, в то время как она не являлась его женой.
Мужчине же убившему женщину отсекали правую руку или левую ногу, сажали в лодку с одним веслом, давали с собой миску с грубой пищей и отправляли восвояси.
Подводя итоги, можно сказать, что во многом закон Брехона был прогрессивным законодательством и его утрата заставила женщин потерять завоеванные позиции на многие столетия.