Грозный.
Оказался совсем небольшим. В центре два основных проспекта: Кадырова и Путина.
Сперва мне показалось, что люди совсем не улыбаются. В гостинице я осторожно спросила одного мужчину: «А если я пойду с непокрытой головой, это никого не заденет?»
Внезапно усмехнулся и через секунду уже очень серьезно ответил: «Можешь гулять спокойно».
Рамадан. Днём никто не ест, кафе закрыты. Одно нашли, работают на вынос. Я беру себе и парням бургеров и тут же начинаем уплетать.
Мимо проходят военные ребята, патрулирующие город. Очень суровые и с автоматами. Зырк на меня.
Я чуть не подавилась и с перекошенной улыбкой, слабо киваю головой в знак приветствия. Суровый мужчина ответил мне тоже кивком головы и вроде даже промелькнула тень улыбки, но тут же исчезла.
Вечером открываются все кафе, город оживает. Идём кушать, в кафе только мужчины. Очень громко разговаривают. Женщина, которая стояла за кассой, подарила мальчишкам бутылку лимонада. Тут же с ней зацепились языками, посмеялись над своей женской долей. Очень светлая женщина.
После лимонада Тёмыч захотел в туалет. Где я его здесь найду? Захожу в парикмахерскую - и там тоже одни мужчины. Объясняю ситуацию. Всем салоном дружно из своих кресел сказали, что мужчинам ни в коем случае терпеть нельзя и начали друг над другом подтрунивать на совершенно дурацкие темы. Вот прям группа детского сада!
В туалет сходили, выходила смеясь в голос.
Потом от мальчишек-подростков узнала что оказывается в мечеть женщинам заходить можно, но не вовремя намаза.
Утром на самомойке мужчина решил мне помочь и сам вымыл полностью мою машину.
Потом я не могла понять, где можно припарковаться на проспекте Путина. Спросила одного чеченца, где можно? Посмотрел на меня, потом на машину:
- Туристка? Тебе везде можно! Ты если даже человека собьёшь, тебе ничего не будет!
Если бы Нона Мордюкова была бы у меня управдомом, я бы сама вызвалась читать лекцию по приезду: Грозный - город контрастов.