Петр Успенский, русский писатель, эзотерик, сподвижник «четвёртого пути» (1878 - 1947). Он говорил:
«Будущее принадлежит не человеку, но сверхчеловеку, который уже родился и живет среди нас. Высшая раса образуется среди человечества и выделяется своим совершенно особым пониманием мира и жизни. Люди, приближающиеся к переходу в новую расу, уже начинают узнавать друг друга; уже устанавливаются лозунги и пароли... И может быть, социальные и политические вопросы, так остро выдвинутые временем, могут разрешиться совсем на другой плоскости и совершенно иным образом, а именно выступлением на сцену сознающей себя новой расы...
Это утверждение очень перекликается с учением Агни Йоги. Возможно учение Успенского поможет нам проникнуть в то, о чем в Агни Йоге даются только намеки?
Успенский развивал теорию модели мира, которая основывалась на существовании более многомерных пространств, чем наше.
Он говорил, что многие исследователи
«представляют себе «миры» одного, двух измерений — и из отношений низших миров к высшим выводят возможные отношения нашего мира к четырехмерному, точно так же, как из отношений точек к линиям, линий к поверхностям и поверхностей к телам мы выводим отношение наших тел к четырехмерному».
Если говорить простым языком, то все мы знаем, что наш мир трехмерен. Некоторые считают, что время - это четвертое измерение. Но сейчас я буду говорить только о координатах пространства. Успенский в своем учении, что бы представить сознание двухмерного существа, предлагал рассмотреть гипотетическое существо, живущее в двухмерном мире, например на листе бумаги. Оно может двигаться в любом направлении, но не выходя за пределы плоскости. Любой наблюдатель из нашего трехмерного мира будет недоступен для восприятия двухмерного существа.
Если, например, наблюдатель поставит карандашом точку на листе, для двухмерного существа она появится, как бы, ниоткуда. Если наблюдатель проведет линию, она станет непреодолимым препятствием для двухмерного существа.
Любое воздействие наблюдателя на лист бумаги будет для двухмерного существа необъяснимыми проявлениями внешнего мира.
Теперь представим себе, что есть наблюдатель, находящийся в четырёхмерном мире, который наблюдает за нашим трехмерным миром. Он будет олицетворять для нас все необъяснимые проявления природы и общества. Это та сила, которую люди раньше называли Богом, а само четвертое измерение и есть Тонкий Мир, находящийся непосредственно рядом с нашим и влияющий на него.
Чем больше мерность мира, тем дальше от нашего понимания этот мир находится.
Успенский называл себя сподвижником четвертого пути, указывая на то, что он считал себя последователем Г. Гурджиева, который, как считалось, изобрел четвертый путь саморазвития, помимо трех, известных в оккультизме:
- Волевое развитие (путь силы)
- Эмоционально-экстрасенсорное развитие (путь чувств)
- Интеллектуальное развитие (путь ума)
Этот четвертый путь не был описан, с точки зрения практики, ни Гурджиевым, ни Успенским, известно, что Гурджиев называл этот путь"путём хитреца" и даже "эзотерическим христианством". Основная мысль его учения изложена в следующем утверждении:
“действие каждого бытийного фактора, каждой силы, каждого Священного закона, человек должен познать как во всем космосе, так и в себе самом, и прежде всего в себе самом”.
Источник: здесь
Подозреваю, что в учении Г. Гурджиева, как и в учении П. Успенского зашифрованы зания, посланные потомкам, то есть нам с вами.
Привожу свое понимание их " четвертого пути", с позиции современных знаний. Ведь послание в будущее должно быть зашифровано так, чтобы расшифровать его можно было только тогда, когда люди усвоят новый опыт от полученных знаний.
Раз Успенский называл себя последователем четвертого пути, и при этом развивал теорию многомерного пространства, то этот четвертый путь и был связан с пониманием этой многомерности, а скорее всего именно с познанием четвертого измерения. Поэтому он и был назван путем хитреца. Ведь Гурджиев не указал на четвертое измерение, а перевел внимание на три пути саморазвития, известные в оккультизме.
О том, что все оккультные знания, изложенные Е. П. Блаватской в Тайной Доктрине, даны лишь для отвлечения внимания тех, кто затягивал людей в мир иллюзий, в котором мы сейчас и живем, я говорила здесь. Но, истинное послание
Тайной Доктрины заключалось в том, чтобы оповестить мир о наличии двух видов знания - тайном и явном. В тайном знании была дана информация обрывочная и нелогичная, не доступная для понимания. Такими же качествами обладало и учение Гурджиева, как буд-то из него убрали все самое важное, что должно объяснить что делать человеку, который хочет встать на путь учения. Явное же послание было выложено открыто, но его надо было найти.
Если учение Гурджиева совершенно непонятна без подсказки, то Успенский дает уже более понятное определение, что сосредоточившись на себе, человек может выйти в то измерение, откуда ведется наблюдение за ним и его миром.
Если путем сосредоточения выйти на контакт с тем, кто ведет наблюдение, то, возможно, человек сможет не только научиться управлять своей судьбой, но и многими мировыми процессами. Не к этому ли стремились все мудрецы?
Возможно из-за того, что учение Успенского могло натолкнуть на правильное понимание мира, оно было забыто на всю вторую половину ХХ века.
Сейчас, когда существует множество компьютерных игр, можно представить себе, как четырехмерный наблюдатель смотрит на наш трехмерный мир, как на плоскость компьютерного экрана, на котором он хочет проявить свои творческие идеи. Свои идеи он вкладывает в создаваемых персонажей компьютерной игры не с помощью набранного текста, а с помощью мысли, которая для него является естественным способом общения, ведь недаром Тонкий Мир называют Миром Мысли.
Чтобы управлять каждым из персонажей, наблюдателю нужно сосредоточиваться и передавать мысли, которые персонаж должен улавливать и исполнять, как команды к действию.
Создатель игры четырехмерного мира приглашает всех желающих духов поучаствовать в создаваемой игре. Для этого они должны присоединиться к его проекту и участвовать в развитии и усовершенствовании персонажей этой игры.
Каждый из участников может выбрать себе того персонажа, который ему нравится. Игрок и будет тем, кого мы называем духом человека.
Если игра создана так, что все персонажи могут жить в этой игре своими жизнями, пока игроки не возьмут над ними контроль и не станут ими управлять, то программа, написанная для жизни каждого персонажа и будет тем, что мы называем душой.
Предположим, что в идеале, программа у всех персонажей одна, и все они, как роботы, выполняют однотипные действия в однотипных ситуациях. Но игрок, поуправляв каким-либо персонажем игры, вносит в его программу свои изменения. Тогда, чем больше игроков поиграет в эту игру, тем больше будет различий между программами всех персонажей.
Задачей игрока является войти в мысленный контакт с персонажем игры и, как минимум, не ухудшить его программу, то есть душу, а лучше всего, усовершенствовать ее, расширив ее возможности до максимально допустимых общей программой игры.
Это и создает карму игрока.
Если древняя мудрость говорит"как наверху, так и внизу", то возможно, что некоторые игроки из четвертого измерения настолько увлекаются этой игрой, что просто зависают в ней.
Видимо с этим связано то, что все древние учения говорят о том, что не надо привязываться к этому миру. Основной мир, в котором живет дух, находится в ином измерении и он -дух, увлеченный игрой, не должен забывать об этом и не прерывать связь с самим собой
Разумный путь распадается на разделы около тысячи дней в каждом. Эти трехлетия, подобные по внешности, совершенно отличны по качествам духовного сознания. Чем резче черта, тем планомернее путь.
Обычно первый год трехлетия является подготовительным, второй – действующим, третий – уже смутно-тягостным преддверием.
Начнем новую грань. Можно ее назвать бездомие земное. Нужно отринуть все былые соображения и ринуться в пустыню тишины бесконечной, где грозы и вихри обовьют куполом сияющим.
Среди гроз явится новая ткань. Пусть будущая грань называется светоносной – так будем ее строить.
( Озарение, 3, IV, 12)
Вам не кажется, что эти наставления данны духам, чтобы они смогли выполнить программу игры и выйти из нее не зависнув в Плотном Мире?
Если программа игры не до конца отработана и в нее вкрались ошибки, то духи, развивающие души персонажей игры, будут постоянно заходить в тупик, как и вся программа. Для этого и даны подсказки в Агни Йоге.
С этим, возможно, и связаны все катастрофы, призванные стереть предыдущие программы. Ведь для жителя листа бумаги ластик, стирающий не правильно начерченные линии, будет таким же Концом света, как и для жителей Земли глобальные катастрофы.
Пространственный огонь притягивается к земной коре и много подземных проявлений наполняет рекорды планеты. Конечно, все происходящее тесно связано с человечеством и действиями происходящими. Так явления, вызванные духом человечества, творят карму планеты. Сколько таких пертурбаций вызвано духом человечества и качеством мысли! Потому согласованность мышления с творимыми утверждениями наслаивает пространство, насыщенное проявлениями пространственного огня. Так куется жизнь планеты и устремление человечества нужно направить к очищению пространства.(Иерархия, 188)
Еще хочу обратить внимание на один факт:
Н.К. Рерих ни в одной из своих картин не нарисовал ни одной планеты, видимой из Космоса, хотя пейзажи его кажутся космическими, но все они привязаны к нашей планете и не поднимаются выше гор. Думаю, что знания такого Великого Духа позволяли вообразить Космос, хоть в каком- то виде. Но он этого не сделал -почему?
Зато на его картинах присутствуют скалы, облака и люди. Многие скалы и облака принимают вид гигантов, которые, как бы, наблюдают за жизнью простых людей. Но, может это только кажется?