Найти тему

Литота и синекдоха в ЕГЭ по русскому языку. Для кого все-таки этот экзамен.

Ох, и горячая пора в нашей семье! Ощущение, что мы все сдаём этот, не к ночи будь упомянутый, ЕГЭ! Соответственно, писать мне о чем-то другом сложно, так что опять про ЕГЭ!

Речь пойдёт об экзамене русскому языку. Что с ним не так. В попытке поддержать дочь, ну а больше из любопытства, смотрела с дочерью перед экзаменом варианты заданий, на одном из сайтов для подготовки.

Большую часть заданий легко сделала, хоть они и показались мне занудными. Моя грамотность - начитанная, как у многих из моего поколения. Я не помню правил, но знаю, что слово пишется ТАК! Дочь, в отличие от меня, знает больше правил, некоторые я слышала в 1-й раз.

Мне понравились задания на расстановку запятых - тот еще квест!

Смутили меня задания на языковые средства выразительности. Там я столкнулась со словами, совершенно незнакомыми мне. "Литота", "синекдоха", "парцелляция", да простят меня филологи, звучат как название болезней! ЭТО теперь входит в рамки среднего образования?

Вот такие задания меня смутили.
Вот такие задания меня смутили.

Это не профильный русский, для будущих филологов, литераторов и журналистов. Экзамен пишут ВСЕ без исключения школьники. Зачем такие сложности? Большинству эти знания ничего не прибавят и не украсят их русский язык.

Разделили же математику на профильную и базовую. Да, большинству народа не нужно знание сложных логарифмических или тригонометрических выражений (из моих знакомых знание логарифмов пока пригодилось только моему брату, ученому-физику). То же самое, мне кажется, нужно сделать с русским. Для "технарей" и просто "нефилологов" сделать базовый русский язык: грамотность, ударение, связный текст. А остальные тонкости для будущих специалистов. В этом году базовую математику отменили, а "технари" отдуваются по полной.

Раньше до ЕГЭ было проще и разумнее: одним сочинением проверяли знание орфографии, пунктуации, умение строить предложения, сочинять связный текст, выражать свои мысли. Сейчас дети пишут сочинения, как в конструкторе Лего, строят из кирпичиков-шаблонов, дабы соответствовать критериям. Я понимаю, все идет от максимального удобства проверки и ее объективности. Гуманитарные науки сложно оценивать. В точных науках 2*2=4, как не крути, а тут разные формулировки, разные слова.

И все-таки хоть ЕГЭ по русскому все пишут очень неплохо, мне его задания кажутся заумными. Надо с ним что-то делать!

Всем выпускникам удачной сдачи ЕГЭ! Их родителям - спокойствия!

Для тех, кто дочитал до конца:

"Литота-это образное выражение, которое содержит художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления. Литота противоположна гиперболе, поэтому по-другому её называют обратной гиперболой. (пример -Мальчик с пальчик)"

"Синекдоха - стилистический приём — название части вместо названия целого, частного вместо общего и наоборот, («очаг» вместо «дом»)"

"Парцелляция — это когда одно связное предложение делится на несколько, подчеркивая интонацию ("Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.")"