Найти в Дзене
Фонд "Измени одну жизнь"

Взгляд маленькой Наташи напугал меня.

Оглавление

Взгляд девочки был пугающим, столько было отчаяния и безысходности в нем. Я быстро пролистала страничку, потому что мне стало не по себе

Тогда Татьяна Афонина, многодетная приемная мама из Мордовии, закрыла анкету Наташи. Но спустя время увидела уже видеоанкету. И сразу узнала в ролике девочку с фотографии.

Просмотрев видео несколько раз, Татьяна поняла, что хочет срочно забрать малышку в семью.

Сейчас у Татьяны Афониной и ее мужа Валерия Кижменева шестеро детей — двое кровных и четверо приемных. Наташа – младшая приемная дочка — появилась в семье совсем недавно, в апреле 2021 года. Татьяне пришлось победить свой страх перед длительными перелетами и преодолеть шесть тысяч километров, чтобы съездить за девочкой.

Ее поддерживали и вдохновляли опубликованные на сайте фонда «Измени одну жизнь» истории приемных родителей, которые ездили за своими детьми на другой конец страны. «Я подумала, что если они смогли, то и я смогу!», — говорит Татьяна.

Решила подарить ребенку семью

Первых троих детей я решилась взять девять лет назад, будучи в первом браке. Сама мысль, что я когда-нибудь возьму ребенка в семью, зародилась во мне еще задолго до того, как я вышла замуж и стала мамой.

Студенткой педагогического института я подрабатывала в летнем лагере, и моими воспитанниками были ребята из детского дома. Думаю, именно тогда, глядя на них, я приняла решение, что обязательно возьму к себе в семью сироту, когда у меня появится возможность.

Прошло время, и возможность появилась: просторный дом, работа, финансовая стабильность. На тот момент у нас подрастала дочь Варя, ей было пять лет. К сожалению, больше детей у нас не было.

Дети Татьяны Афониной — до принятия в семью Наташи.
Дети Татьяны Афониной — до принятия в семью Наташи.

Время подарить ребенку семью, а Варе – сестренку, было очень подходящим. Я была готова к этому шагу. Муж не сразу, но принял и одобрил мое предложение.

Документы мы собирали вместе, решили, что будем искать дочку 5-6 лет. Я стала просматривать анкеты девочек подходящего возраста в базе усыновите.ру и остановила свой выбор на малышке с печальным взглядом голубых глаз. Вскоре выяснилось, что для нее уже нашлась новая семья.

Тогда мне показали фото Насти и ее брата. Дети мне понравились, супруг тоже неожиданно согласился на двоих, и мы решили – берем.

Мальчик шепотом спросил: «Вы наша?»

На первое знакомство я ездила одна. Помню, как привели худую бледную девочку с большими карими глазами, в застиранной сиротской одежде. Она посмотрела на меня и застеснялась.

Ее братик был гораздо смелее, он сразу запрыгнул ко мне на колени и шепотом спросил: «Вы наша?» От растерянности и волнения я не нашлась, что сказать и просто кивнула в ответ.

Потом еще были встречи, а на Новый год я попросила дать мне детей на гостевой режим. Мне очень хотелось, чтобы они встретили праздник в кругу семьи. Новогодние каникулы прошли прекрасно: мы веселились, играли, гуляли. На Рождество я повела всех детей на праздничное представление в нашем Доме культуры.

Для меня было очень неожиданно, когда веселые дети вдруг превратились в испуганных зверьков, вцепились в меня и никуда не отходили, постоянно спрашивая, когда мы пойдем домой.

Видимо, они никогда не были на таких мероприятиях, поэтому веселилась только Варя.

Нас поставили перед фактом: он либо детдомовский, либо наш сын

Я знала, что потом мне придется их отвезти на месяц обратно, так как я уезжала в командировку, но не предполагала, что они будут так переживать из-за этого.

И хотя я им объясняла, что наша разлука временная, я обязательно буду им звонить и скоро приеду, они мне, кажется, тогда не поверили. На обратной дороге мои дети молча смотрели в окно автомобиля, а их глаза были полны печали.

Эту фотографию Наташи в базе увидела Татьяна. Тогда будущая приемная мама не смогла справиться с чувствами, испугавшись полного отчаяния взгляда девочки.
Эту фотографию Наташи в базе увидела Татьяна. Тогда будущая приемная мама не смогла справиться с чувствами, испугавшись полного отчаяния взгляда девочки.

Через четыре месяца после того, как Влад и Настя поселились у нас, в нашем городе расформировали приемную семью. Всех детей вернули в учреждения, а самого маленького, Максима, которому тогда было 4,5 года, попросили взять в нашу семью.

Супруг был категорически против этого. Я звонила знакомым в надежде, что кто-то захочет взять мальчика, сама навещала его в больнице, но время шло, а семья так и не находилась.

К нам приезжал крестный Максима, приходили старшие брат и сестра, просили, чтобы мы его забрали, но муж был непреклонен. В итоге истек срок пребывания мальчика в больнице, нам привезли его домой и поставили перед фактом, что теперь он либо детдомовский, либо наш сын.

Отношение семьи

Моя мама была удивлена, но быстро приняла мое решение, а мама бывшего мужа – замечательная женщина — стала для всех детей любящей бабушкой. Варя тоже ко всем новым детям отнеслась с участием и стала для них настоящей сестрой.

Когда я в первый раз заговорила с ней о том, что на свете бывают сироты, дочь очень удивилась, что у какого-то ребенка может не быть мамы и папы.

А потом спросила, много ли таких детей и не можем ли мы взять сразу их всех. Так что проблем с принятием новых членов семьи у Вари не было.

Максим первые дни устраивал нам забастовки. Он отказывался одеваться самостоятельно, часто капризничал, закрывался в комнате. Но со временем он привык к нам, мы к нему, и акции протеста прекратились.

Пока собирала документы, девочку взяли в другую семью

Наташенька, наша последняя приемная дочка, появилась у нас сравнительно недавно, в апреле этого года. С первым мужем брак распался, спустя четыре года я снова вышла замуж. У нас родилась дочь Арина.

Наташа жила в доме ребенка в другом регионе, в тысячах километрах от своей будущей семьи.
Наташа жила в доме ребенка в другом регионе, в тысячах километрах от своей будущей семьи.

После рождения дочки я очень хотела еще ребенка, но мы с супругом приняли решение, что нам детей достаточно.

Но однажды я увидела в Инстаграме фотографию девочки из дома ребенка, похожей на мою маленькую дочь. У меня сразу возникла мысль взять малышку в семью, тем более, что условия позволяли.

Мы на тот момент жили в большом двухэтажном доме, я вышла на работу после декрета. Я сказала супругу о своем намерении и начала потихоньку собирать документы. К моменту, когда документы были собраны, на девочку подписали согласие другие родители.

Собранные документы были у меня на руках, и я решила просмотреть всю базу с девочками от года до трех еще раз. Много было детей самых разных, обычных и с диагнозами, с братиками, с сестренками.

Взгляд Наташи был пугающим

Когда я увидела Наташу, меня сразу поразило, какой у нее был грустный взгляд на фото. Он был не просто грустным, а пугающим, столько было отчаянья и безысходности в нем. Я быстро пролистала страничку, потому что мне стало не по себе.

К тому же в анкете было написано, что ребенок из Забайкальского края, а я совсем не хотела ехать куда-то за много тысяч километров.

Наташа не была похожа на белокурую принцессу. Но вся семья приняла новую дочку, сестренку, внучку.
Наташа не была похожа на белокурую принцессу. Но вся семья приняла новую дочку, сестренку, внучку.

Я снова стала изучать тему приемных семей, слушать специализированные вебинары, читать истории людей, которые взяли детей. Несмотря на то, что я уже была приемной мамой несколько лет, я понимала, что это будет новый опыт, к которому нужно подготовиться.

Сайт фонда «Измени одну жизнь» стал для меня путеводной звездой

Как я попала на сайт фонда «Измени одну жизнь», не помню, но на тот период сайт стал для меня путеводной звездой.

На страничке в Инстаграме мне попалась видеоанкета Наташи. Я сразу узнала ту девочку с фотографии из базы! Просмотрев видео несколько раз, я поняла, что малышку надо срочно забирать в семью. Я уже не смогла просто закрыть сайт и ничего не предпринимать.

Я очень боюсь длительных переездов, а тем более длительных перелетов, и расстояние в 6000 километров казалось мне настоящим испытанием. И опять большой поддержкой для меня стали истории людей со странички фонда «Измени одну жизнь», которые ездили за своими детьми на другой конец страны за тысячи километров.

На сайте я прочла историю семьи, взявшей девочку из Читы, как раз из тех мест, где жила Наташа, и подумала, что раз они смогли, то и мне это по силам.

За Наташей полетела вместе с приемным сыном

Еще одним камнем преткновения была стоимость билетов, к которой нужно было добавить еще гостиницу, расходы на питание и одежду для ребенка. Но и этот вопрос решился: я узнала, что для многодетных семей существует субсидированный билет, его стоимость в разы меньше обычного. Я купила билеты себе и старшему приемному сыну, позвонила в опеку, и мы полетели за Наташей.

На фотографии, в видеоанкете и на видео, которое прислала мне опека, Наташа была совершенно разная. Я пыталась представить, какая она – моя дочка, в реальности?

Когда мне ее привели, она оказалась совсем не такой, как я ее себе рисовала. Очень маленькая, худенькая, настоящая Дюймовочка. Она меня испугалась, спряталась на руках у воспитательницы и заплакала.

Мы пообщались буквально несколько минут, и ее отвели спать, а я осталась слушать про «страшные диагнозы» и про то, что ее уже многие смотрели, но так и не решились взять.

Муж принял Наташеньку как родную дочку

Я подписала согласие. Когда я летела домой, то долго представляла, как супруг встретит Наташеньку. Он был против еще одного ребенка. Открытых конфликтов у нас не было, но напряжение чувствовалось.

Наташенька не была похожа на белокурую принцессу, которую невольно можно полюбить с первого взгляда. Ее походка, мимика, поведение – все говорило о том, что она с рождения в интернате.

Она плохо разговаривала и ходила как мальчишка-хулиган. К счастью, мои страхи были напрасны.

Наташа быстро стала привыкать к жизни в семье.
Наташа быстро стала привыкать к жизни в семье.

С первого момента муж принял Наташеньку как родную дочку. Он так же заботится о ней, придумывает уменьшительно-ласкательные имена и нежно обнимает, как и Арину.

Они бегали за мной: одна из ревности, вторая от страха

Первые дни дома были просто сумасшедшие: два маленьких ребенка, которые всюду бегали за мной, одна из ревности, вторая от страха. Наташу я брала с собой даже в туалет. Помимо этого у малышки сбился режим дня, ведь разница с Читой у нас 6 часов. И ко всему прочему, за время моего отсутствия накопилось много работы и домашних дел.

Мы не высыпались и ничего не успевали, поэтому взяли няню на полдня. Но так продолжалось недолго, сейчас этот период позади. Наташенька достаточно быстро стала привыкать к нашей семье.

Ариша тоже приняла новую сестренку. Она немного ревнует, но в пределах нормы. Все старшие дети подписали согласие на принятие Наташи в семью. Предварительно я с ними поговорила, объяснила, что нагрузка по уходу ляжет и на них тоже. Они поняли и согласились.

Многодетная семья — это особый механизм, в котором важен четкий распорядок дня, в семейных делах, в быту задействованы все члены семьи и у каждого есть своя зона ответственности.

Я люблю своих детей, а они любят меня. И это главное

Мои дети – это моя опора! Звучит парадоксально, потому что опорой, стержнем должна была бы быть я. Так и есть.

Но когда мне тяжело, дети все собираются вокруг меня и изо всех сил пытаются помочь! Кто-то обнимет, кто-то чаю принесет, кто-то возьмет на себя часть моей домашней работы.

Дома Наташа уже научилась многому, в том числе, радоваться, улыбаться
Дома Наташа уже научилась многому, в том числе, радоваться, улыбаться

Я не знаю, что такое адаптация. Для меня все было гармонично, как будто мы всегда так жили. Конечно, есть и конфликты. Я далеко не идеальная мама. Иногда мне бывает стыдно за свои слова и поступки перед детьми.

Одно я знаю точно: я люблю своих детей, а они любят меня. И это главное. Я рада, что все сложилось именно так, и никогда не хотела для себя другой жизни.

Детский дом уродует людей

Дети должны жить в семье, потому что детский дом уродует людей. В телевизионных ток-шоу на социальные темы через раз героями становятся бывшие детдомовцы: кого-то обманули, кто-то спился, кто-то детей бросил, у кого-то их забирают.

Сколько трагедий, которых можно было бы избежать, если бы эти дети выросли в любящих семьях, имели бы поддержку мамы, папы, братьев и сестер.

Нужно сделать все возможное, чтобы дети из «системы» нашли семью.

Можно взять ребенка, если есть силы и ресурсы, можно стать наставником, либо волонтером, оказать финансовую поддержку любому фонду, который помогает детям-сиротам.