Найти тему
TechTechTime

Доминация убивает инновацию

Постоянно рассказывая об инновациях стран СНГ, то мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда поводов для расстройства больше чем поводов для радости. В этот момент из уст вылетает стандартное: «Ну почему у нас так?». И в правду чем территория постсоветских стран отличается от всего мира, почему именно на этой территории постоянно весит некое проклятье в сфере инноваций? Возможно причина в нас самих?

Так оно и есть! Мы любим доминировать!

Недавно в Business Insider вышла статья от Билла Берлони, который сопоставил животный мир с работой в офисе. Он считает,что наши инстинкты мешают нам здраво мыслить и правильно выстраивать взаимоотношения с партнерами.

«Например, то, что партнерство лучше доминирования: собаки-актеры бегают по сцене день за днем не потому, что их заставляют, а потому, что они счастливы делать это для своих людей-актеров за угощение. Та же стратегия работает и в отношении между людьми — вместо ультиматума просите человека что-то сделать и узнавайте, как можете помочь.»

Из данного примера важно перенять аспект взаимопомощи, который недостаточно хорошо выявляется в постсоветских странах. Но для того чтобы понять причину этого аспекта, стоит вернуться в историю, а точнее к советской идеологии. Во времена Союза молодежи внушали элементы доминирования, через спорт, систему образования, систему мотивации на рабочих местах. Лозунг «Быстрее, выше, сильнее» призывал быть лучшими в спорте, только отличники получали грамоты и знаки отличия, лучшему работнику предоставлялись путевки и его выделяли среди коллег. Все эти элементы рождали в головах людей стремление быть лучшими, быть доминантами в своем деле. В такой атмосфере быть не в списке лучших означал позор и осмеяние. Никто не желал быть в проигрышной позиции. Времена изменились, а ментальность осталась. Не быть успешным в бизнесе или финансах, приравнивается к статусу «лоха». Отсюда и создание мнимой успешности, недоверие к другим, постоянное желание конкурировать, отсутствие стремления помочь другим бесплатно.

Всё вышеперечисленное ни коем образом не подходит к развитию инновационной экосистемы. Ценности такой системы заключатся во взаимопомощи, в желании помочь другому бесплатно, работать в команде, умении просить помощи, а также в умении быть благодарным за оказанную поддержку.

Доминантный человек не способен на это. Доминант хочет получать, но не хочет ничего давать взамен, доминант не может попросить помощи, ибо это может продемонстрировать слабину, доминант не работает в команде, он стремится руководить командой, доминант не будет делать ничего бесплатно чтобы не стать лохом, доминант не стремится сделать свой бизнес лучше, он стремится не допустить роста конкурентов.

Доминация проявляется не только в прослойке предпринимателей, но и в прослойке управленцев в государственных структурах власти, которые стремятся контролировать каждую нишу работы стартапов, которая проявляется в законодательстве и регуляторах.

Пока в странах СНГ участники экосистемы будут вести борьбу за доминирующую позицию на рынке, то до западных экосистем нам придется добираться очень долго.