Найти тему
Polienko: путешествуем вдвоём

Проехали по Абхазии на машине: какие у нас были страхи и с чем мы столкнулись в реальности

Оглавление

Перед поездкой в Абхазию у меня было много страхов - слишком уж противоречивые отзывы об этой стране встречаются в интернете. Львиная доля опасений была связана с тем, как же мы будем там ездить (машину мы взяли в аренду в аэропорту Сочи). Расскажу о том, какие опасения подтвердились, а какие - нет.

Дороги горной Абхазии

"В Абхазии очень плохие дороги", - читала я в каждом втором отзыве. Отчасти, так и есть. Но! Друзья, будем честны, дороги у нас во многих российских регионах не намного лучше.

Основные дороги узковатые, но ровные. Фото автора
Основные дороги узковатые, но ровные. Фото автора

Сухумское шоссе, которое связывает основные города Абхазии, в очень хорошем состоянии. Дорогу до озера Рица не так давно ремонтировали - это видно по участкам нового асфальта.

Юпшарский каньон завораживает, а дорога почти идеальная. Фото автора
Юпшарский каньон завораживает, а дорога почти идеальная. Фото автора

Да, в Сухуме есть ямы на улицах, но моё водительское воображение они не поразили, вот честно. Местные говорят, что в этом сезоне ремонтировали много трубопроводов. А асфальт после ремонта положили не везде.

Стоит съехать с главной магистрали - и всё становится намного печальнее. Тем не менее, до Ткуарчала дорога тоже хорошая. И даже до Акармары мы доехали на седане, хотя этот участок всё-таки серьёзно разбит. Да, до Гегского или Шакуранского водопада на машине с низким клиренсом не доедешь - выручают экскурсии на УАЗах, групповые или индивидуальные. Но это направление к природным достопримечательностям, а не к населенным пунктам.

На абхазских дорогах мало указателей. Это так. Основные съезды, конечно, обозначены, но не более того. Мы ориентировали по картам мапс ми. Нам показалось, что они строят маршрут корректнее, чем гугл, но возможно, это просто дело вкуса.

На всех парковках с вас будут просить деньги за сохранность машины

Это не совсем так. Да, возле основных достопримечательностей организованные парковки платные, 100-200 рублей за сутки. По-моему, это небольшая цена за удобство и спокойствие. Недалеко от центра Сухума на площадке с шлагбаумом с нас взяли всего 80 рублей за весь день.

Сложнее там, где организованных парковок нет. Мне, как водителю, зачастую было не совсем понятно, можно в каком-то конкретном месте парковаться или нет - ни запрещающих, ни разрешающих знаков...

При этом местные паркуются, где хотят. Но не стоит следовать их примеру, если вы на машине с российскими номерами.

Стада животных на дорогах

Ну, и коровы! Это полноправные участники дорожного движения! Они по дорогам ходят, они на дорогах лежат. Причём, не на каких-то второстепенных, а на основных тоже.

Типичная картина - буренка на дороге. А некоторые просто лежат на асфальте и греются. Фото автора
Типичная картина - буренка на дороге. А некоторые просто лежат на асфальте и греются. Фото автора

Абхазские водители лавируют между ними, почти не сбавляя скорости.

Как рассказал нам местный гид, объезжать "рогатый транспорт" лучше сзади - мол, заднего хода у него нет. Уж не знаю, насколько это верно, мы просто двигались с осторожностью.

Местные водители: Шумахер в каждой душе

Да, гоняют безбожно. Да, правила дорожного движения написаны не для них.

По словам того же местного гида, в Абхазии правила езды на автомобиле изучают не в автошколе, а передают как предание от отца к сыну.

Какая-то внутренняя логика во всём этом хаосе, определённо, есть. Но чужаку (в данном случае, мне) она не всегда очевидна и не сразу понятна. К концу поездки я смогла отчасти приспособится к абхазскому движению (напишу потом об этом отдельно), но была очень рада вернуться на российские дороги. Хотя и на них всяких разных автолюбителей хватает.

Автоинспекторы: можно ли обойтись без денег

А вот это, конечно, отдельная статья! О поборах абхазских гаишников в интернете ходят легенды. Нас отчасти успокаивало распоряжение главы Республики: российские машины останавливать только в случае грубого нарушения правил.

Ну, что сказать: теперь инспекторы каждый раз доказывают, что ваше нарушение было именно грубое.

За восемь дней нас остановили дважды.

  • В первый раз я, действительно, нарушила правила - пересекла сплошную линию на неоживленном повороте. Машин вокруг не было, а вся ситуация возникла из-за странностей с указателями (возможно, это сделано специально, чтобы запутать и подловить приезжих водителей). Инспектор скрытно и целенаправленно снимает на телефон российские машины. Как будто на охоте.
  • Во второй - нас пытались убедить, что мы повернули налево на красный сигнал светофора (это точно было не так, и видеозапись нашу позицию подтвердила).

Оба раза мы ничего не платили - хватило переговоров и обьяснений. Разговаривали корректно и спокойно (и мы, и они). Но менее уверенные в себе гости республики в такой ситуации, возможно расстались бы с банкнотой 500 или 1000 рублей.

На границе каждого района в Абхазии стоит пост ДПС. Фото автора
На границе каждого района в Абхазии стоит пост ДПС. Фото автора

Так что иметь дело с местными сотрудниками ГАИ можно. Но вот это пристальное внимание, если честно, всё же напрягает. Все восемь дней я чувствовала себя, как на экзамене в автошколе - приходилось анализировать каждый свой шаг.

В целом, друзья, я всё-таки советую для поездки по Абхазии брать машину - свобода передвижения, возможность приезжать на все локации пораньше и проводить там столько времени, сколько захочется, - всё это стоит того, чтобы потерпеть несколько дней местную специфику. Уж если справилась я - среднестатистический и очень впечатлительный водитель - то и вы тоже сможете.

Все ежедневные отчёты о нашей поездке можно найти ЗДЕСЬ - это рассказ про первый день, в конце текста ссылки на остальные.