В истории Афганской войны 1979-1989 года известны случаи не только подвигов советских солдат. Встречаются и позорные страницы предательства своей страны, своих товарищей, да и в первую очередь самого себя.
Многие переходили к душманам, чтобы спасти свою жизнь. Кто-то страдал от неуставных отношений в части. Кто-то случайно попадал в руки к врагу, а потом перед ним ставился неудобный выбор. До сих пор в Афганистане живут сменившие имя и веру советские граждане. Они ходят на работу, завели семью и не всегда любят вспоминать о прошлом.
Не все из них использовали оружие против своих товарищей. Многие попавшие в руки к моджахедам бывшие советские солдаты лишь помогали врагу в хозяйстве или в лагерях по подготовке. Но и этого было достаточно, чтобы путь на Родину для них впоследствии был закрыт.
В конце 1980-х была проведена амнистия для тех, кто оказался в руках у моджахедов. Им сказали "возвращайтесь на Родину, вам ничего не будет". Но многие не поверили. У многих уже был дом и семьи. А кто-то и не мог уйти, опасаясь мести товарищей. Бывших или нынешних.
Еще бы, ведь о "подвигах" некоторых бывших советских бойцов уже гремела слава по всем частям ограниченного контингента.
Летом 1985 года Советские войска совместно с правительственными войсками Демократической Республики Афганистан начали совместную операцию против моджахедов Ахмад Шаха Масуда в Панджшерском ущелье. Операция стала ответом на разгром душманами базы правительственных войск в провинции Руха ровно за две недели до ее начала.
В июньские дни отряд обеспечения 108-й дивизии подошел ко входу в ущелье, который находился в 12 километрах от населенного пункта Руха. Дальше отряд по рации вызвал некто, назвавший себя Костей бородатым. Костя сказал, что нельзя двигаться дальше камня на обочине. Там все заминировано, а он установил пулемет и никого не подпустит к этому месту.
В итоге решено было не подставляться под пули и выслать вперед БМР (боевую машину разграждения). Однако и этот маневр был предусмотрен душманами. В скале был установлен мощный заряд, который вывел машину из строя и даже отбросил назад метров на тридцать. Дальнейшие попытки пробиться были остановлены плотным огнем неприятеля.
В ходе одной из панджшерских операций продвижение наших войск в ущелье было надолго остановлено огнем из крупнокалиберного пулемета, который вел некто Костя бородатый, бывший советский солдат, воевавший теперь у Масуда. (Источник: Новая газета).
Ко входу в ущелье посылали и танки и БМП, но с горы работал ДШК, который выводил из строя смотровые приборы машин. Костя бородатый лишь злорадствовал:
«Костя бородатый» еще не раз выходил в эфир и с бахвальством заявлял: «Я же вас предупреждал, чтобы не лезли дальше камня». Позиция моджахедов была оборудована мастерски, мало уязвима и с земли, и с воздуха. Она пала только после того, как удалось вывести танки на прямую наводку и поразить пещеры и норы. (источник: Трагедия и доблесть Афгана. Ляховский Александр Антонович
В итоге войскам удалось пройти. Что стало с Костей бородатым, кем он был и как закончил, - об этом известно довольно мало:
Сбежал он где-то в 1983-м, долгое время числился в личной охране "панджшерского льва", пока не изъявил желания возвратиться в Союз. (Источник: Независимое расследование. Прокляты и забыты).
Впрочем, о том, что он вернулся в Союз говорить преждевременно. Так как личности этого Кости покрыта легендами. Возможно, что он так и остался в те июньские дни в Панджшерском ущелье.
Легенда о «Косте бородатом» то затухала, то возрождалась вновь. По воспоминаниям десантников 103-й вдд, этот парень якобы сбежал в 1983 г., попал под опеку Ахмад Шаха Масуда. Он превосходил остальных моджахедов физической силой, выносливостью и боевыми качествами. И ему якобы А. Шах лично поручал наиболее сложные и опасные задания. Фамилия и дальнейшая судьба «Кости бородатого» мне неизвестны. (Трагедия и доблесть Афгана. Ляховский Александр Антонович)
В общем остается только гадать, что с ним стало. Как будто про него были написаны стихи в одной Афганской тетради:
Ночью поздней в глухом ущелье, зацепившись на рубеже;
Ты стрелял по своим прицельно, впрочем, не по своим уже;
Ты любою ценою выжить, захотел, и теперь живешь...
Но да и Бог ему судья. Только вот предательству нет прощенья.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.