Были ли патриотами Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Калита, Андрей Боголюбский и ряд других великих князей? В нашем представлении, безусловно. Но что означает слово «патриот» и когда понятие патриотизма появилось на Руси?
Наиболее полное определение «патриот» дает Словарь Ушакова: «Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины».
Но единого отечества, как и единого народа, не было вплоть до Ивана III, деда Ивана Грозного. Были отдельные князья, возглавлявшие определенные, свои, территории. И защищали они свои отчины, а не всю страну в целом. Вспомните хрестоматийную Куликовскую битву 1380 года. Под стяг Дмитрия встали его личное войско, полки его двоюродного брата Владимира Серпуховского, белозерских, ярославских и ростовских князей, новгородцы и литовские дружины братьев Ольгердовичей. Но Нижегородско-Суздальское княжество, как Рязанское с Тверским, своих воинов на Дон не отправили. И в письменных источниках того времени защита отчины Дмитрием Донским определяется более как княжеское служение Богу, чем как любовь к родине.
Ивану III, где понуждением, где подкупом, где прямым вооруженным столкновением, удалось объединить вокруг Москвы большую часть ранее независимых княжеств. Через 100 лет после Куликовской битвы на знаменитое «Стояние на Угре» против татар уже вышли не полки отдельных князей и княжеств, а войско Ивана III. И написанная в 80-х годах XV в. «Повесть о стоянии на Угре» заканчивается словами: «О храбрые, мужественные сыновья русские! Потрудитесь, чтобы спасти свое отечество, Русскую землю, от неверных, не пощадите своей жизни…».
Но говорить о появлении патриотизма в привычном нам понимании слова можно, лишь начиная с XVI в., когда престол занял внук Ивана III Иван IV Грозный. В его царствование были заложены основы русской государственности. Служилым людям больше было не нужно перемещаться в поисках лучшей доли от одного княжеского двора к другому. Они стали подданными одного государя, который обеспечивал их кормами и земельными наделами. Впервые в нашей истории появилось понятие единой Родины, объединенной одной неделимой территорией.
Как пишет М.М. Кром, «создание единого законодательства (Судебники), унификация денежной системы, реформы центрального и местного управления, созыв в середине XVI в. первых соборов, - все это способствовало осознанию государственного единства, преодолению былой разобщенности отдельных земель. Общественная мысль откликнулась на эти перемены: можно говорить о рождении в первой половине XVI в. «государственного мышления» - публицисты предлагают проекты реформ (Пересветов, Ермолай-Еразм), вопросы государственной жизни обсуждаются на Стоглаве и других соборах.
Одновременно идет интенсивный процесс формирования общерусской народности: в XVI – начале XVII вв. складывается в основных чертах русская национальная одежда, тип крестьянского и городского жилища; в языке образуется значительный слой общерусской лексики.
Политическая и этническая консолидация, усиление личностного начала в духовной жизни общества конца XV – начала XVI вв. стали предпосылками возникновения патриотического сознания».
Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.
Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.