Морепродукты, прогулки на катере и Владивостокская крепость
Развитие туризма на Дальнем Востоке является важнейшей задачей общегосударственного масштаба. Эта тема, поднятая президентом России еще два года назад, вновь была затронута на самом высоком уровне, в частности, в рамках ПМЭФ-2021. А несколькими днями ранее она стала ключевой на Тихоокеанском туристическом форуме, который прошел во Владивостоке с участием представителей федеральных и региональных органов власти, туроператоров, отельеров и рестораторов. Эксперты отмечают существующие на данный момент сложности, прежде всего недостаточное развитие необходимой инфраструктуры. Однако единодушны в признании огромного туристического потенциала региона. «Известия» отправились во Владивосток и выяснили, чего ждать туристу уже сейчас.
У начала дорог
От Москвы до Владивостока примерно девять часов лету, и когда в столице глубокая ночь, на тихоокеанском побережье день уже стремительно набирает обороты. Первое, что бросается в глаза путешественнику, — характерная география города, раскинувшегося вдоль бесконечно изломанной береговой линии. Кажется, что здесь нет ни одной прямой улицы, все они то и дело норовят вильнуть куда-то вбок, то взмывают ввысь, то стремительно скатываются вниз — к морю. А еще здесь много машин. Это сегодня разные части столицы Приморья соединены между собой могучими мостами, а один даже попал на двухтысячную купюру. Но совсем недавно поездка с одного берега бухты Золотой Рог на другой занимала несколько часов. Для жителей окраин «выехать в центр» было целым делом, и его часто откладывали до выходных, благо в отдельных районах имелось всё необходимое для жизни.
Теперь проделать тот же путь гораздо лучше и быстрее, но машин всё равно не убавилось. Поэтому гостю придется смириться с постоянными пробками, хаотичным движением на перекрестках без светофоров и специфической манерой вождения, больше похожей на уроки по выживанию в экстремальных условиях.
Владивосток — главная база Тихоокеанского военно-морского флота — до 1992 года был закрытым городом, а потому до недавнего времени в нем практически полностью отсутствовала какая бы то ни было туристическая инфраструктура. Ситуация стала меняться лишь в связи с проведением в 2012 году саммита АТЭС. Появились мосты и новые дороги, несколько десятков отелей и множество ресторанов. «Конечно, положение дел в этой сфере еще далеко от идеального. Но мы намерены системно работать над развитием туристической инфраструктуры и созданием комфортной городской среды», — рассказал «Известиям» и.о. главы администрации Владивостока Константин Шестаков.
На заметку: Для того чтобы лучше понять город, нужно непременно увидеть его с воды. Например, отправившись в небольшое путешествие на прогулочном катере. Обзорная морская экскурсия включает в себя осмотр главных достопримечательностей — бухты Золотой Рог, Золотого и Русского мостов, Токаревского маяка, торгового и рыбного портов, пролива Босфор Восточный, побережья острова Русский — и сопровождается подробным рассказом об истории Владивостока. Катера отправляются от Корабельной набережной.
Самая большая
Пожалуй, главная туристическая достопримечательность города — Владивостокская крепость. Грандиозное фортификационное сооружение возводили в 1889–1918 годах. Могучая цитадель занимает площадь в 200 кв. км и считается одной из крупнейших в мире, а на момент создания вдобавок была еще самой мощной.
На протяжении многих десятилетий крепость наряду с портом являлась системообразующим элементом Владивостока. Но в отличие от порта она парадоксальным образом никогда не присутствовала в визуальной картине города. Дело в том, что это не классическая бастионная крепость, каких немало в странах Европы. Примерно 150-километровая линия береговых укреплений представляет собой сложную систему фортов, подземных галерей, батарей и капониров, которые возводились в стратегических пунктах на разных высотах и позволяли контролировать огромную территорию, не оставляя потенциальному противнику ни малейшего шанса на успех. Может быть, именно поэтому на Владивосток никто никогда не нападал. Даже Вторая мировая обошла город стороной…
Два года назад специальным указом президента Владимира Путина был создан музей-заповедник «Владивостокская крепость» — вместе с Приморским государственным объединенным музеем имени Арсеньева он вошел в состав Музея истории Дальнего Востока, — однако даже не все сотрудники знают, сколько точно объектов он в себя включает. Речь идет о многих десятках разноформатных сооружений, разбросанных на огромном пространстве — на островах и вдоль изломанной береговой линии. Часть из них закрыта для посещения по причине ужасающего состояния, но часть доступна для туристов. Так, на острове Русский можно подробно осмотреть форт Поспелова и Новосильцевскую батарею, защищавшую вход в пролив Босфор Восточный. А на континентальной части, на полуострове Муравьева-Амурского, открыт величественный Форт № 1, пожалуй, лучший по сохранности.
На заметку: Форт Поспелова и Новосильцевская батарея находятся в открытом доступе. Посещение Форта № 1 возможно только по предварительной записи. А для визита обязательно потребуются удобная обувь, куртка и фонарик.
Время людей
Приморский государственный объединенный музей имени Арсеньева, несомненно, заслуживает отдельного визита. Нет, дело не в том, что в нем хранится какая-то уникальная коллекция — и археологические находки, и многочисленные артефакты, собранные здесь, вполне типичны. А в том, как именно музей «разговаривает» с посетителями. «На историю города и края мы стремились посмотреть глазами конкретных людей, семей, общин, сообществ. Тех, кто сначала решался на долгое и трудное переселение в неизведанное, без надежды вернуться обратно, а потом, одолев огромное расстояние, обустраивался на новом месте, работал, творил, служил, любил. Это человеческое измерение было для нас принципиально важно», — рассказал «Известиям» директор музея Виктор Шалай. И вот перед посетителем встает витрина кирпичей с клеймами местных дореволюционных производителей, фрагмент дорогущего рояля, не пережившего Гражданскую войну, распиленный надвое шкаф… Через самые простые, в сущности, объекты ведется рассказ о прошлом, его славных и страшных страницах.
В одном из зданий музея расположена экспозиция под названием «Тихоокеанское время», где история Владивостока показана через призму особого ритма жизни, характерного, пожалуй, для любого крупного приморского города. Ритма, который измеряется не секундами и километрами, а бесконечной – из поколения в поколение — чередой встреч и расставаний, пространство между которыми заполнено ожиданием, терпением, смирением и надеждой. Чередой встреч и разлук — тех, кто надолго уходит в море, и тех, кто остается на берегу. Ткань повествования создана из самых обычных бытовых предметов, которые тем не менее прочно связаны с этим особым ритмом, — личные дневники и письма родным, подарки, которые моряки везли из-за границы, и рисунки детей своим вечно отсутствующим отцам, праздничный стол, накрытый для долгожданной встречи, и одежда для редких мгновений совместного счастья.
Всё это обрамляется двумя художественными произведениями — знаменитыми строками Мандельштама про список кораблей из «Илиады», недочитанный поэтом бессонной ночью, и невероятно эмоциональной документальной короткометражкой «За полтора часа до объятий» 1967 года, повествующей о реальном возвращении в родной порт китобойной флотилии.
Место на карте
Важной частью туристической привлекательности региона является его гастрономическая составляющая, и столица Приморья здесь не исключение. Прежде всего стоит отметить огромный потенциал местных продуктов. Свежайшая рыба, морские гребешки, креветки, мидии, осьминоги, морские ежи, трубач, ламинария, морской виноград — это и многое другое теперь есть в меню многих заведений. Во Владивостоке нет своего краба, но его в изобилии доставляют с Камчатки. С мясом дела обстоят несколько сложнее, но местная изюбрятина определенно заслуживает внимания.
В конце мая во Владивостоке состоялась проектно-учебная лаборатория региональной кухни «Вкус Дальнего Востока» в рамках «Гастрономической карты России» — федерального проекта, реализуемого при информационной поддержке Ростуризма и экспертной поддержке Федерации рестораторов и отельеров России. Ее цель — акцентировать внимание поваров на использовании местных продуктов, выявить локальные гастрономические бренды и помочь сформировать на их основе ключевые позиции меню региональной кухни. «Пробовать региональные блюда и продукты непосредственно в местах их происхождения, производства, промысла, на земле их произрастания и добычи, приготовленные руками носителей традиций и культуры этого места, — это самый бесценный опыт в путешествии и обязательная составляющая туризма. Нужно сделать так, чтобы путешественник не искал местное «днем с огнем», а встречал повсюду: в аэропорту по прилете, на завтраке в отеле, на пляже в кафе, в придорожном ресторанчике, на городском гастрономическом фестивале. Лаборатория ориентирована именно на этот результат», — рассказала «Известиям» автор-методист и руководитель проекта «Гастрономическая карта России» Екатерина Шаповалова.
До недавних пор сфера общепита во Владивостоке была развита довольно слабо, но за последние годы местным рестораторам удалось серьезно продвинуться в данном направлении — в городе появилось немало очень интересных и перспективных проектов.
Пожалуй, наиболее известен сегодня, причем далеко за пределами Владивостока, ресторан паназиатской кухни Zuma во главе с шеф-поваром Егором Анисимовым. Но путешественнику, который ищет новых гастрономических впечатлений, непременно стоит заглянуть и в другие заведения. Отметим ресторан-бутик Argentum с его стабильно-ровной casual food, ресторан Supra с его гигантскими крабуреками и хинкали с морепродуктами, «Миллионку», где готовят отличную скоблянку из морского огурца и подают стейки из акулы, Tokio, где помимо вполне добротных суши отыщется дальневосточный зеленый борщ с ракушками, а также фермерский Ogonek с наваристой ухой «по-приморски».
Поклонникам честной корейской кухни прямая дорога в Haekeumkang в Lotte — тот довольно редкий случай, когда ресторан при отеле даст фору многим «нормальным» ресторанам. Любителей бургеров ждут в баре Dab. А тем, кто отправится путешествовать по окрестностям, стоит взять на заметку сеть автокафе Coffee Machine.
Отдельно следует упомянуть о туристических проектах, организованных удэгейцами — представителями коренного населения края, где можно попробовать блюда национальной кухни. Так, в национальном парке «Бикин» гостям предложат популярный в здешних краях лянцай (картофельный салат с мясом изюбра), сянца (что-то вроде салата из бочковых огурцов с изюбрятиной) и суп из борщевика. А в Центре сохранения и развития удэгейской культуры, в семейной общине «Буа Хони» подают, например, увэле дюцей да (жаркое из дикой козлятины с душистым китайским чесноком) и хонгуцей (салат из дичи, огурцов, фасоли и лука).