На заседании профильного комитета по инфополитике в Госдуме решено создать рабочую группу нескольких ведомств для подготовки программы и методических рекомендаций по курсу цифровой грамотности в школах для учеников с 1 по 11 класс. В 2022 году этот курс будет введен во всех школах.
Я уже писала в одной из своих статей о том, что давно идёт разговор о введении в школьную программу курса цифровой грамотности. Были обращения от депутатов. Не буду сейчас напрягать голову и вспоминать фамилии этих депутатов. Поговорим сейчас о новых событиях, связанных с этой темой.
В конце мая 2021 года Александр Хинштейн провёл большое заседание, на котором много говорили о безопасности детей в сети. В обращениях депутатов говорится, что 80% детей сталкивается в интернете с разными опасностями, вирусами, нежелательными сообщениями от незнакомых людей, кибербуллинг возможен (травля в сети).
Я согласна с тем, что дети в интернете могут подвергаться опасности и с этим надо что-то делать. Но у меня возникает другой вопрос. Разве знание правил безопасности в сети оградит детей от этого? Дети любопытны, а поэтому забывают о всех правилах, которым их учат.
Самое правильное и полезное было бы для детей - это максимальное отвлечение их от интернета. Еще совсем недавно все чиновники, депутаты и министры об этом говорили и были против того, чтобы дети имели телефоны и аккаунты в соцсетях. Почему вдруг так всё переменилось? А потому что теперь дистанционное и цифровое обучение в приоритете. Теперь надо научить детей безопасности, вернее, дать информацию о способах безопасности, а как они её будут применять, это уже их дело.
Господин А. Хинштейн предлагает подготовить уроки цифровой грамотности, предлагает на этих уроках научить проверять достоверность информации (фактчекинг) и защитить от разного рода давления в сети. Хинштейн предлагает учить цифровой гигиене на уроках ОБЖ, информатики, на уроках труда.
Заметим ради справедливости, что предмет ОБЖ в школах в основном с 5 по 8 класс, есть где-то другой расклад учебного плана. Но самое главное, там своя программа с темами, с которыми человек встречается каждый день в обычной жизни - правила в быту, в природе, на воде, в лесу и много других ситуаций разбирается. Знания этого предмета нужны детям для безопасности в повседневной жизни. Или наши депутаты и министры планируют всех детей к компьютерам приковать без выхода в реальную жизнь?
Самое правильное сейчас было бы наоборот детей отвлечь от виртуальной жизни, а с головой окунуть в интересные трудовые и спортивные дела, организованные игры среди сверстников, среди разновозрастной группы людей. Это и было воспитание настоящее и для физического и психического здоровья полезно. Но на это нужны деньги. А так напишут программы о цифровой безопасности, оттяпают учебное время от полезного предмета и заставят учителей бесплатно эти уроки проводить.
Уроки информатики тоже постоянно критикуют, программированию в школах хотят научить, теперь вот еще сюда же цифровую грамотность впихнуть надо, а часы нерезиновые. Их мало даже на изучение того, что уже есть в программе. Или у нас как в сказке - из одной овчины можно сшить одну хорошую шапку или 8 штук никому негодных.
Уроки труда тоже нужны детям. Работа руками развивает речь, мышление, эстетический вкус. Только очень огорчает, что после введения последнего ФГОС там стало очень много теории, которую заложили как обязательную для изучения с детьми.
Хинштейн предлагает разработать стандарт преподавания этого нового предмета, провести пилотные проекты, а потом полученную практику внедрить по всей России. Только, правда, эти инициаторы не знают еще как сделать уроки цифровой грамотности обязательными или нет. Нужна апробация (как удачнее деньги использовать.
Безопасности в интернете надо учить уже с начальных классов. А. Хинштейн говорит, что дети еще до школы с интернетом сталкиваются, потому что многие родители дают маленьким детям вместо соски дают телефон.
А, может быть, пора уже всем открыто говорить о вреде гаджетов для детей? Не только школьникам говорить, а всему сообществу людей, в том числе мамам и папам. Почему в стране на уровне государства нет таких популярных сайтов, которые бы открыто говорили о вреде для организма детей, о том, какие необратимые процессы происходят в мозге детей. Все люди должны знать. А потом пусть решают, что они хотят для своего ребенка. В данном случае ранняя профилактика нужна, тогда и уроки в школе не нужны будут для цифровой безопасности.
Но у нас в стране самая модная тема цифровизация, искусственный интеллект, дистанционное обучение, дистанционная работа, дистанционная медицина и т. д.
Сергей Сергеевич Кравцов сказал, что поддерживает инициативу и пообещал, что курс по цифровой грамотности можно разработать в короткие сроки, если привлечь бизнес, родительское сообщество и специалистов. Министр просвещения предлагает данный курс вести через обязательную внеурочную деятельность.
Это 10 часов на каждый класс. Но только министр не говорит, как директора школ находят средства на оплату этих часов. Эти часы предусмотрены по ФГОС, но оплата за них отдельной строкой так и не была введена с принятием ФГОС. А вообще задумка и рекомендованная программа охватывает многие направления для воспитания и развития школьников.
Сергей Сергеевич Кравцов предлагает также разработать методические рекомендации курса и подготовить учителей через повышение квалификации. Но про оплату этих уроков, про материальную базу ничего не говорит. Сделают через те предметы, что уже есть. В общем, как обычно, рекомендации и программы на бумаге. А польза от простых бесед для школьников какая? Никакая. Даже и слушать не станут.
Максут Игоревич Шадаев предложенный проект поддерживает. Он говорит, что с развитием технологий появляются риски для школьников. Министр предлагает на уроках ОБЖ от 30 до 50% учебного времени занимать на подготовку детей по безопасности в интернете. Уроки скорректировать так, чтобы нагрузка на учеников не увеличилась.
Получается то, что основные вопросы курса ОБЖ придется не изучать, а изучать безопасность в сети. А потом, когда дети массово начнут в быту нарушать правила безопасного поведения, тогда спросим учителя ОБЖ, почему не научил детей правилам обращения с электричеством и электроприборами, например, в программе же есть это?
Далее М. Шадаев мечтает о том, что надо в школе старшеклассников бесплатно научить программированию на уроках информатики. Он, наверное, не знает, что уроков информатики по 1 часу в неделю и на эти часы есть программа ФГОС.
На заседании профильного комитета решили создать рабочую группу из представителей этих трёх ведомств, привлечь экспертов, учителей, родителей. Я думаю, нужные люди найдутся среди своих. Решение принято. Его надо выполнять. И осваивать деньги, выделенные на реализацию этого проекта.
Я не против проекта, я за то, чтобы дети нормально развивались в привычной окружающей жизни среди живых людей, а не среди виртуальных врагов.