Из прошлых статей мы уже знаем, что примерно в 1852 году на территории Вятской губернии был найден кладовой камень. На камне высечена надпись об огромном кладе времен восстания Емельяна Пугачева. Сейчас этот камень находится в краеведческом музее города Кирова. Пришло время посетить данный музей и увидеть кладовой камень собственными глазами. И мы с сыном отправились в музей.
В краеведческом музее города Кирова.
Вообще эта статья задумывалась почти как "реклама" краеведческого музея. Хотелось привлечь посетителей в это скучное заведение. Камень находится в открытой экспозиции, и каждый может придти в музей и посмотреть такой интересный экспонат. Но после посещения музея впечатления остались только на антирекламу. Это все благодаря персоналу музея. Уже на самом входе, в глазах встречающей вас с электронным термометром (дань пандемии коронавируса, никуда от нее не деться) тетеньки написано "зачем вы сюда приперлись". Дальше каждый сотрудник музея всем своим видом показывает, что мы своим появлением и вопросами отвлекли его от очень важных дел. А дела эти были вязать или тыкать в телефон. Почему то, в день нашего посещения, не нашлось ни одного экскурсовода, способного провести хотя бы обзорную экскурсию по экспонатам музея. На наши вопросы о кладовом камне сказали, что были какие то бумажки по нему, но даже их найти не смогли. Впрочем оставим это все на совести сотрудников музея и займемся тем, зачем мы сюда пришли.
Прямо на напротив входных дверей, за стеклянной дверкой шкафа, среди других экспонатов находится это сокровище. Конечно если вы не знали о нем заранее, то темный камень размером с кирпич вряд ли привлечет ваше внимание. Надпись, сделанная на нем, из далека не видна, да и вблизи плохо читаема. Но мы пришли сюда посмотреть именно на него.
Кладовой камень имеет стесанные к низу углы и похож на гробовую плиту. Он действительно исписан со всех сторон, на сколько это можно было рассмотреть. Достать камень из шкафа сотрудники музея отказались, сославшись на то, что все шкафы под сигнализацией и открывать их они не могут. Поэтому простите за фотки, все они сделаны через стеклянные двери и при плохом освещении.
Камень сделан очень аккуратно, и делали его явно не в спешке. Все грани разлинованы тонкими линиями, внутри которых выполнена надпись. Все буквы ровные и нанесены очень аккуратно, как будто гравером. Грани камня гладкие и видно, что были подготовлены под нанесение надписи. Вряд ли это просто первый попавшийся камень, подобранный на дороге или рядом с ямой, в которой закопали клад. Что вы думаете по этому поводу?
Рассмотреть всю надпись, пока камень стоит в шкафу, невозможно. Поэтому текст этой надписи я нашел в интернете.
Текст мне понравился именно этот, он ближе всех к оригинальной надписи. Даже слова, разобрать которые уже не возможно, тут не дофантазированы, а заменены многоточиями. Каждый может сам перевести эту надпись, как правильнее это кажется именно ему. Перевод этой надписи из книги Анатолия Фокина я уже приводил в первой статье.
Мои впечатления от встречи с кладовым камнем.
Кладовой камень действительно существует! Прочитать о нем и увидеть его своими глазами разные вещи. Несмотря на отношение персонала краеведческого музея, советую сходить и посмотреть на его экспонаты. Темные, неочищенные грани камня всем своим видом подчеркивают, что реликвия старая. Форма, похожая на могильный памятник, как бы подтверждает, что его поставили на похороненные сокровища. Очень аккуратная надпись. Люди, которые его сделали, явно относились к нему с почтением, камень был для них ценностью. В голове снова мечты о золоте и серебре Пугачева. А тут на соседних полках есть и сами монеты.
Где же ты мой сундук сокровищ?
Продолжение информации о кладе Пугачева в следующих статьях. Если эта тема вас заинтересовала, не забудьте подписаться, чтоб ничего не пропустить.