Всем привет!
Моей большой ошибкой было изучение истории только через Петербург и отдельно от Москвы. Например, я знала, что Александр Павлович Брюллов (старший брат Карла Брюллова) занимался оформлением залов Зимнего дворца после пожара 1837 года. Но я даже и не подозревала, что он причастен к созданию одного из главных символов России.
Но не будем забегать вперёд, Давайте перенесёмся в 1586 год. Время было трудное, правда, когда оно было лёгким в нашей стране? Прошло три года с подписания Плюсского перемирия, в результате которого у России остался лишь один выход к Балтике в устье Невы. Уже два года, как умер Иван Грозный и на престоле сидит Фёдор Иванович. Последний Рюрик на российском престоле. Править ему помогает Борис Годунов (историки называют Годунова соправителем с 1587 года). Идея отлить царь-пушку возникла как раз у Годунова.
Когда я была маленькой, я думала, что пушку назвали "царём", потому что она разгромила много врагов. Как выстрелила своими огромными ядрами, так всех и победила=) На самом деле, она не принимала участие в боевых действиях. И колокол не звонил и пушка не стреляла. Неужели 40-ка тонную красавицу отлили только в декоративных целях?
Н. И. Фальковский считает, что, ожидая очередного нашествия татар и сооружая новые укрепления, москвичи вряд ли занялись бы изготовлением бутафорской пушки весом 2400 пудов. Такого же мнения придерживается и ряд других авторов. Так, в книге А. Позднева «Творцы отечественного оружия», изданной в Москве в 1955 году (Воениздат), высказана мысль о возможности участия Царь-пушки в обороне Москвы. «В 1591 году прн приближении к Москве татарских полчищ Казы-Гирея,- пишет А. Позднев,- в боевую готовность была приведена вся московская артиллерия, и в том числе Царь-пушка Чохова. Ее установили в Китай-городе для защиты главных кремлевских ворот и переправы через Москву-реку». Источник: museums.artyx.ru
Смотрю на этот рисунок Мейерберга и так непривычно видеть Красную площадь без памятника Минину и Пожарскому. Вернемся к пушке. Отлил пушку русский колокольный и пушечный мастер Андрей Чохов.
Оценить пушку, как орудие, я не могу. Для меня это в первую очередь произведение искусства. Как мастер смог оживить металл? Посмотрите, каким чудесным и затейливым узором украшен ствол пушки!
Однако, главная красота - удивительный лафет, созданный Брюлловым и Павлом де Витте. Изначально у пушки был деревянный лафет. Когда французы отступали из Москвы, была взорвана большая часть Арсенала, и, конечно лафеты пушек сгорели.
И тут Монферран хотел поучаствовать:
Анри Монферран предложил использовать царь-пушку и другую крупную пушку «Единорог» (названную так по украшению) как центральный элемент композиции, а сам памятник расположить при входе в Арсенал. По замыслу архитектора, обе пушки должны были быть уложены на деревянные лафеты зелёного цвета с чёрными железными оковками. Проект памятника утвердили, но он так и не был создан. Википедия
В 1835 году на заводе Берда был создан лафет, который сохранился до наших дней. Опять-таки, Оказывается, я уже много раз встречала работы, которые были сделаны на этом заводе. Например, Почтамтский, Николаевский и Пантелеймоновские мосты и барельефы Исаакия.
В 1843 до 1960 г царь-пушка стояла на месте Кремлёвского дворца съездов. А затем её переставили на нынешнее место.
Кстати, рядом с царь-пушкой находятся ещё несколько старинных орудий.
Спасибо за поддержку! Ваши лайки, подписка и комментарии очень помогают развитию канала и дают мне вдохновение для новых статей.
Все рассказы о Москве по тегу #hellengeo_москва