Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Как Гайдай ославил криминальных героев

Короткометражка Леонида Гайдая «Пёс Барбос и необычный кросс» стала не только всесоюзным кинохитом, но и мировым.

Её закупило больше сотни стран, и СССР получил от этого более 80 миллионов рублей, колоссальные деньги!

Сам Гайдай считал, что Трус-Балбес-Бывалый — явление одноразовое и был уверен, что больше не будет использовать троицу в своих фильмах. Но руководство киностудии «Мосфильм», где и появилась комедия, имело другие планы. Вдохновившись фантастическим успехом гайдаевской ленты, чиновники обязали режиссёра снять продолжение.

Кадр из фильма «Самогонщики»
Кадр из фильма «Самогонщики»

Гайдай был всерьёз озадачен, но тут пришёл на помощь Юрий Никулин. В цирке он играл в миниатюре про самогонщиков и предложил развить эту историю. Режиссёру мысль понравилась и буквально

за пару недель он написал сценарий с названием «Барбос-осведомитель» и пригласил всех, кто работал над предыдущей картиной.

Уже почти всё было готово, но выяснилось, что категорически отказывается от съёмок Евгений Моргунов.

Евгений Моргунов к тому времени имел репутацию человека непростого. С одной стороны, это был артист с невероятной энергией, замечательным чувством юмора, изобретательный. С другой стороны, он часто бывал несговорчив, чрезмерно горяч, любил командовать, игнорировать другие мнения. Возможно,

дело было в нереализованных амбициях актёра, жизнь которого складывалась не так, как хотелось.

Моргунов, ученик Сергея Герасимова, с крупной ролью дебютировал в «Молодой гвардии» (до того он появлялся на экране, но это были секундные эпизоды). Тогда

Евгений был стройным молодым человеком с интересной мужественной внешностью.

После успеха патриотической ленты, он рассчитывал на карьеру, но режиссёры не спешили его приглашать. К тому же у актёра возникла проблема со здоровьем — у него развился диабет. Болезнь наложила отпечаток на внешность: Моргунов сильно раздался и полысел. Коллеги, не видевшие его несколько лет, попросту не узнавали Евгения.

Из-за специфического внешнего вида роли ему стало получать ещё сложнее. Эти обстоятельства раздражали артиста, он страдал от невостребованности и становился всё более желчным и язвительным.

А ещё он втайне мечтал не только сниматься, но и снимать, но и тут ничего не получалось.

Попадание в гайдаевскую короткометражку «Пёс Барбос и необычный кросс» стало для Моргунова огромной удачей: впервые за долгое время ему достался яркий образ.

На съёмках тут же начал командовать, тянуть одеяло на себя, пререкаться не только с коллегами, но и с режиссёром Леонидом Гайдаем, что, конечно, не способствовало комфорту на площадке.

Даже собака, сыгравшая пса Брабоса, невзлюбила актёра и всячески ему вредила. Завершив ленту, все вздохнули с облегчением.

Решившись на продолжение, Гайдай не мог не пригласить Евгения Моргунова, иначе потерялась бы сама идея. Строптивого Моргунова уговорил сам Иван Пырьев, который был в числе инициаторов продолжения. С трудом, но артиста действительно уговорили, так что троица вновь сложилась.

Зато ушёл со съёмок четвёртый исполнитель — Барбос.

Собака вновь стала полноправным участником фильм, но пса Брёха, сыгравшего Барбоса, снять не получилось. Он начал было сниматься (не забыв, кстати, неприязни к Евгению Моргунову), но потом оказалось, что носить тяжёлый змеевик от самогонного аппарата ему не под силу. Тогда нашли замену — похожую овчарку по кличке Рекс. Её хозяин был членом съёмочной группы и управлял ветродуйным аппаратом. Когда Рекс оказался на площадке, он всех обескуражил:

первым делом собака кинулась на Евгения Моргунова, словно получив по наследству неприязнь к нему от Брёха. И до конца съёмок Рекс постоянно злился на актёра, как и предшественник.

Когда новую короткометражку подготовили, ей придумали новое название — «Самогонщики». Картина тоже стала популярной и любимой, но такого же успеха не добилась. Во многом потому, что

стала в какой-то степени повторением предыдущей ленты, актёра использовали похожие трюки и приёмы, и это зрителей уже не удивляло, как в первый раз.

К тому же длились «Самогонщики» 20 минут в два раза дольше, чем «Пёс Барбос и необычный кросс», так что аудитория не смотрела, затаив дыхание, а успевала чуть отвлечься. Юрий Никулин в книге «Почти серьёзно» написал, что именно тогда ему вспомнились слова его старшего коллеги Георгия Венецианова:

«Никогда не ищите успеха там, где вы однажды его нашли».

Тут позволю себе небольшую рекомендацию, не имеющую отношения к кино. Если «Почти серьёзно» попадёт вам в руки, познакомьтесь с книгой. Она прекрасно написана и легко читается. И важно, что вышла она ещё в далёкие уже теперь семидесятые, когда

автобиографии и мемуары писали люди действительно заслуженные, много сделавшие в жизни, а не звездули на час, вся заслуга которых в двух-трёх ролях в проходных и пикантных съёмках для глянца.

Возвращаясь к «Самогонщикам», стоит сказать, что фильм, хоть и не столь удачный, славу гайдаевской троицы закрепил. Правда, сам Гайдай вновь решил, что больше не станет показывать Труса, Балбеса и Бывалого. Но через пять лет ему вновь пришлось отказаться от этого решения.

А вы считаете, что «Самогонщики» — неудача Леонида Гайдая и его троицы?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-2

В новых выпусках:

Как карате Римму Маркову привело в фильм «Родня» (обсуждаем культовую ленту Никиты Михалкова с автором блога Блог-монолог):

Почему Фаина Раневская так и не стала Черепахой Тортиллой:

Какая мистика творилась во время работы над «Неоконченной пьесой для механического пианино» (беседа с автором блога Блог-монолог об одноимённом фильме):

Почему на съёмках решили «повесить» молодую актрису Валентину Шендрикову (дискуссия о фильме «Король Лир» с автором блога Блог-монолог):

История о том, как из Бронислава Брондукова сделали героя-любовника: