Короткометражка Леонида Гайдая «Пёс Барбос и необычный кросс» стала не только всесоюзным кинохитом, но и мировым.
Её закупило больше сотни стран, и СССР получил от этого более 80 миллионов рублей, колоссальные деньги!
Сам Гайдай считал, что Трус-Балбес-Бывалый — явление одноразовое и был уверен, что больше не будет использовать троицу в своих фильмах. Но руководство киностудии «Мосфильм», где и появилась комедия, имело другие планы. Вдохновившись фантастическим успехом гайдаевской ленты, чиновники обязали режиссёра снять продолжение.
Гайдай был всерьёз озадачен, но тут пришёл на помощь Юрий Никулин. В цирке он играл в миниатюре про самогонщиков и предложил развить эту историю. Режиссёру мысль понравилась и буквально
за пару недель он написал сценарий с названием «Барбос-осведомитель» и пригласил всех, кто работал над предыдущей картиной.
Уже почти всё было готово, но выяснилось, что категорически отказывается от съёмок Евгений Моргунов.
Евгений Моргунов к тому времени имел репутацию человека непростого. С одной стороны, это был артист с невероятной энергией, замечательным чувством юмора, изобретательный. С другой стороны, он часто бывал несговорчив, чрезмерно горяч, любил командовать, игнорировать другие мнения. Возможно,
дело было в нереализованных амбициях актёра, жизнь которого складывалась не так, как хотелось.
Моргунов, ученик Сергея Герасимова, с крупной ролью дебютировал в «Молодой гвардии» (до того он появлялся на экране, но это были секундные эпизоды). Тогда
Евгений был стройным молодым человеком с интересной мужественной внешностью.
После успеха патриотической ленты, он рассчитывал на карьеру, но режиссёры не спешили его приглашать. К тому же у актёра возникла проблема со здоровьем — у него развился диабет. Болезнь наложила отпечаток на внешность: Моргунов сильно раздался и полысел. Коллеги, не видевшие его несколько лет, попросту не узнавали Евгения.
Из-за специфического внешнего вида роли ему стало получать ещё сложнее. Эти обстоятельства раздражали артиста, он страдал от невостребованности и становился всё более желчным и язвительным.
А ещё он втайне мечтал не только сниматься, но и снимать, но и тут ничего не получалось.
Попадание в гайдаевскую короткометражку «Пёс Барбос и необычный кросс» стало для Моргунова огромной удачей: впервые за долгое время ему достался яркий образ.
На съёмках тут же начал командовать, тянуть одеяло на себя, пререкаться не только с коллегами, но и с режиссёром Леонидом Гайдаем, что, конечно, не способствовало комфорту на площадке.
Даже собака, сыгравшая пса Брабоса, невзлюбила актёра и всячески ему вредила. Завершив ленту, все вздохнули с облегчением.
Решившись на продолжение, Гайдай не мог не пригласить Евгения Моргунова, иначе потерялась бы сама идея. Строптивого Моргунова уговорил сам Иван Пырьев, который был в числе инициаторов продолжения. С трудом, но артиста действительно уговорили, так что троица вновь сложилась.
Зато ушёл со съёмок четвёртый исполнитель — Барбос.
Собака вновь стала полноправным участником фильм, но пса Брёха, сыгравшего Барбоса, снять не получилось. Он начал было сниматься (не забыв, кстати, неприязни к Евгению Моргунову), но потом оказалось, что носить тяжёлый змеевик от самогонного аппарата ему не под силу. Тогда нашли замену — похожую овчарку по кличке Рекс. Её хозяин был членом съёмочной группы и управлял ветродуйным аппаратом. Когда Рекс оказался на площадке, он всех обескуражил:
первым делом собака кинулась на Евгения Моргунова, словно получив по наследству неприязнь к нему от Брёха. И до конца съёмок Рекс постоянно злился на актёра, как и предшественник.
Когда новую короткометражку подготовили, ей придумали новое название — «Самогонщики». Картина тоже стала популярной и любимой, но такого же успеха не добилась. Во многом потому, что
стала в какой-то степени повторением предыдущей ленты, актёра использовали похожие трюки и приёмы, и это зрителей уже не удивляло, как в первый раз.
К тому же длились «Самогонщики» 20 минут в два раза дольше, чем «Пёс Барбос и необычный кросс», так что аудитория не смотрела, затаив дыхание, а успевала чуть отвлечься. Юрий Никулин в книге «Почти серьёзно» написал, что именно тогда ему вспомнились слова его старшего коллеги Георгия Венецианова:
«Никогда не ищите успеха там, где вы однажды его нашли».
Тут позволю себе небольшую рекомендацию, не имеющую отношения к кино. Если «Почти серьёзно» попадёт вам в руки, познакомьтесь с книгой. Она прекрасно написана и легко читается. И важно, что вышла она ещё в далёкие уже теперь семидесятые, когда
автобиографии и мемуары писали люди действительно заслуженные, много сделавшие в жизни, а не звездули на час, вся заслуга которых в двух-трёх ролях в проходных и пикантных съёмках для глянца.
Возвращаясь к «Самогонщикам», стоит сказать, что фильм, хоть и не столь удачный, славу гайдаевской троицы закрепил. Правда, сам Гайдай вновь решил, что больше не станет показывать Труса, Балбеса и Бывалого. Но через пять лет ему вновь пришлось отказаться от этого решения.
А вы считаете, что «Самогонщики» — неудача Леонида Гайдая и его троицы?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Как карате Римму Маркову привело в фильм «Родня» (обсуждаем культовую ленту Никиты Михалкова с автором блога Блог-монолог):
Почему Фаина Раневская так и не стала Черепахой Тортиллой:
Какая мистика творилась во время работы над «Неоконченной пьесой для механического пианино» (беседа с автором блога Блог-монолог об одноимённом фильме):
Почему на съёмках решили «повесить» молодую актрису Валентину Шендрикову (дискуссия о фильме «Король Лир» с автором блога Блог-монолог):
История о том, как из Бронислава Брондукова сделали героя-любовника: