Найти тему
Петр Власов

2МВ: авиация Польши в 1939 г.

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

На 1 сентября 1939 общая численность польских ВВС составляла 824 самолета, из которых 407 были боевыми (правда, в разных источниках цифры состава польской авиации отличаются). Истребительные силы Польши насчитывали около 160 исправных истребителей PZL P.11 и Р.7. Ударную авиацию представляли 36 средних бомбардировщиков PZL.37 «Лось» и 114 легких одномоторных пикировщиков PZL.23 «Карась». Кроме того, польские ВВС имели 84 разведывательных самолета различных типов.

Авиация сыграла огромную роль в этой войне. Несмотря на сопротивление польских летчиков, завоеванное немцами, господство в воздухе позволило германской армии продвигаться вперед быстрыми темпами, и разгромить польские войска всего за 18 дней.

Так как большинство самолетов польской авиации относились к устаревшим типам, ВВС Польши не могли на равных противостоять современным немецким истребителям. Тем больше чести полякам, которые в таких сложных условиях сумели нанести противнику существенный урон! Единственным преимуществом польских машин была отличная маневренность, и поляки использовали это качество своих машин максимально…

Истребитель PZL P.7a

-2

Конструкция, производство:

Цельнометаллический подкосный моноплан с крылом типа «чайка», открытой кабиной и неубирающимися шасси. Серийное производство: 1933 г. Всего изготовлен 151 самолет.

ТТХ:

Двигатель: Bristol Jupiter VII на 485 л.с. Максимальная скорость: 327 км/ч. Потолок: 8.275 м. Дальность: 560 км. Вес пустого 1.010 кг; вес взлетный: 1.410 кг. Вооружение: 2х7,69-мм пулемета. Экипаж 1 человек.

Боевые качества:

Практически единственными достоинствами этого самолета были хороший обзор из кабины и прекрасная горизонтальная маневренность. Очень низкая скорость полета не позволяла Р.7 догонять даже самые старые немецкие боевые самолеты, а слабое стрелковое вооружение не могло гарантировать надежное поражение не только многомоторных бомбардировщиков, но даже легких истребителей.

Боевое применение:

Считавшийся к началу 2-й мировой войны безнадежно устаревшим, PZL P.7 в основном использовался в авиашколах как учебный самолет. В боях против Германии задействовали только 36 таких истребителей (в эскадрильях 112-й, 122-й, 123-й и 151-й). Во всех этих эскадрильях Р.7 использовались в одном строю с PZL P.11, на которые были очень похожи, и немецкие летчики в своих отчетах не делали различия между этими типами. А поляки, проигравшие войну, уже вообще никаких отчетов не писали. Поэтому подробности о применении PZL P.7 в боях практически отсутствуют.

Истребитель PZL P.11

-3

Конструкция, производство:

Цельнометаллический подкосный моноплан с крылом типа «чайка», открытой кабиной и неубирающимися шасси. Серийное производство: 1933-1937 гг. Всего изготовлено 350 самолетов.

ТТХ:

Двигатель: Skoda Mercury VI на 645 л.с. Максимальная скорость: 390 км/ч. Потолок: 8.040 м. Дальность: 700 км. Вес пустого 1.147 кг; вес взлетный: 1.630 кг. Вооружение: 4х7,69-мм пулемета. Экипаж 1 человек.

Боевые качества:

Лучший истребитель Европы на момент своего создания (превосходил немецкие, советские и французские истребители-бипланы начала 30-х гг.). Но к началу 2-й мировой войны PZL P.11 безнадежно устарел. По скорости полета он теперь не мог тягаться не только с новыми истребителями, но и даже с некоторыми типами бомбардировщиков (в частности, его превосходили в скорости немецкие бомбардировщики новой версии Не.111Н). Мощи огня, незначительно увеличившейся за счет двух дополнительных пулеметов винтовочного калибра, все равно было явно недостаточно для надежного поражения живучих немецких самолетов. Бронезащита пилота и протектирование бензобаков отсутствовали. Единственными «плюсами» PZL P.11 к сентябрю 1939 г. оставались хороший обзор из кабины и отличная маневренность истребителя, которая и помогала польским летчикам не раз одерживать победы в боях. Умелые пилоты, они умудрялись максимально использовать в бою весь свой небогатый арсенал устаревших характеристик: поражали вражеские самолеты или на встречных ракурсах, или догоняя в разгоне на пикировании.

Боевое применение:

На 1 сентября 1939 г польские ВВС располагали 165 истребителями PZL P.11. Из них 128 были исправными и боеспособными; они входили в 12 эскадрилий (еще 37 «одиннадцатых» находились в ремонте). С первых часов войны польские летчики активно участвовали в боях и, несмотря на устарелость своих самолетов, наносили противнику серьезный урон (за первые три дня поляки сбили 60 немецких самолетов при потере 46 своих истребителей). Для восполнения потерь ускоренными темпами вводили в строй истребители, находившиеся в ремонте, и срочно изымали такие самолеты из летных школ.

Всего же до 18 сентября польские истребители уничтожили 147 немецких самолетов (в том числе 23 Мессершмитта); собственные потери составили 118 истребителей.

Легкий бомбардировщик PZLР.23 «Karas»

-4

Конструкция, производство:

Цельнометаллический одномоторный моноплан с закрытой кабиной и неубирающимися шасси. Серийное производство: 1935-1939 гг. Для польских ВВС построено 40 Р.23А и 210 Р.23В. Всего же изготовлено 307 самолетов (включая экспортные варианты Р.43 для Румынии и Болгарии).

ТТХ PZL Р.23В:

Двигатель: Bristol Pegasus VIII на 680 л.с. Максимальная скорость: 319 км/ч. Потолок: 7.300 м. Дальность: 1.260 км. Вес пустого 1.928 кг; вес взлетный: 3.400 кг. Вооружение: 3х7,69-мм пулемета (1 вперед, 2 назад). Бомбы: 700 кг. Экипаж 3 человека.

Боевые качества:

Ранняя версия Р.23А из-за слабого мотора имела низкие летные характеристики, и потому сразу была передана учебным подразделениям. Основная боевая версия Р.23В получила более сильный мотор, но из-за возросшего веса ее летные качества незначительно превысили данные первой модификации. Для начала 2-й мировой войны этот самолет был уже устаревшим; тем не менее, он составлял основную часть польской ударной авиации, являясь самым массовым бомбардировщиком Польши. Бронирование экипажа отсутствовало, топливные баки не протектировались. Радиостанциями были оснащены только 80 машин. Защитное вооружение слишком слабое, чтобы успешно отражать атаки вражеских истребителей

Боевое применение:

К началу 2-й мировой войны ВВС располагали 224 самолетами PZL P.23 обоих типов (до войны более 20 машин выбыли из строя в результате аварий и катастроф). В составе 5 эскадрилий Бомбардировочной Бригады числилось 50 «Карасей»; еще 64 Р.23 были приданы 7 армейским разведывательным эскадрильям; итого в боеготовности находились 114 PZL Р.23 (остальные самолеты являлись учебными или пребывали в ремонте).

«Караси» приступили к боевым вылетам 2 сентября, раз за разом атакуя двигающиеся по дорогам механизированные колонны Вермахта. Меткими бомбовыми ударами польские бомбардировщики наносили большой урон противнику, но и сами несли огромные потери от зенитного огня и атак немецких истребителей. За 16 дней боев потери PZL Р.23 составили 112 самолетов – практически вся боеспособная ударная авиация Польши была уничтожена!

Средний бомбардировщик PZL Р.37 «Los»

-5

Конструкция, производство:

Цельнометаллический двухмоторный моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Серийное производство: 1937-1939 гг. Выпускался в двух версиях: однокилевой PZL.37А стал учебной модификацией, а двухкилевой PZL.37В – боевым вариантом. До начала 2-й мировой войны для польских ВВС изготовлено 90 самолетов (всего с машинами на экспорт – около 120).

ТТХ PZL.37В:

Двигатели: Bristol Pegasus XX по 918 л.с. каждый. Максимальная скорость: 412 км/ч. Потолок: 7.000 м. Дальность с полной бомбовой нагрузкой: 1.500 км. Вес пустого 4.935 кг; вес взлетный: 9.120 кг. Вооружение: 3х7,7-мм пулемета (1 вперед, 2 – назад). Бомбы: 2.600 кг. Экипаж 4 (обычно 3) человека.

Боевые качества:

PZL.37 – единственный польский самолет, по ТТХ соответствовавший стандартам авиации времен 2-й мировой войны. Он имел убирающиеся шасси, закрытую кабину, автоматические предкрылки и закрылки, триммеры на рулях, винты с изменяемым шагом. Скорость этого бомбардировщика превышала скорости польских истребителей! Тем не менее, наряду с достоинствами, делавшими этот самолет современным, он обладал так же и недостатками (впрочем, типичными для всех бомбардировщиков начального периода войны). В первую очередь это слабое защитное вооружение – 1 носовой и два кормовых пулемета винтовочного калибра не спасали от атак Мессершмиттов. К тому же калибр принимаемых бомб ограничивался 300 кг; 500-кг бомбы в самолете уже не помещались. Да и скорость бомбардировщика, очень высокая для 1936 г. (когда «Лось» проходил испытания), осенью 1939 уже не помогала оторваться от преследования истребителей.

Боевое применение:

В боях PZL.37 применялись с 4 сентября (до этого находились в резерве командования). В тот день 37 «Лосей» совершили три налета на наступающие немецкие колонны и нанесли им большой урон, но и сами потеряли 7 машин в воздухе и 2 на земле. Из-за нехватки истребителей польским бомбардировщикам обычно приходилось совершать вылеты без истребительного прикрытия. К 6 сентября потери возросли до 16 «Лосей», и для их восполнения в строевые части стали направлять учебные PZL.37А. Последние боевые вылеты «Лоси» совершили 16 сентября; всего за две недели деятельности PZL.37 провели около 100 боевых вылетов; сбросили на врага 150 тонн бомб и, отражая атаки, сбили 6 немецких истребителей. Потери самих «Лосей» составили 24 самолета в воздухе и 2 на земле. После падения Польши 30 PZL.37 перелетели в Румынию, а 2 – достались СССР.

2МВ: Вооруженные силы Польши в 1939 г.

2МВ: польский флот в войне

2МВ: Армия Польши в 1939 г. Униформа

2МВ: Стрелковое оружие Войска Польского

2МВ: Пулеметы Войска Польского

2МВ: бронетанковые войска Польши в 1939 г.

Асы 2МВ: лучшая пятерка поляков

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по теме истории авиации и авиационных асов.