Рассматриваю пейзажи Романа Божкова. Восторг. Яркий, детский, без примеси. Это первое чувство, которое могу идентифицировать. А дальше приходит мысль: «Плодоносна Русская земля. Не пропадем, пока наша земля родит такие таланты. Выстоим». Уф. Выдохнула, теперь можно и написать про всю эту красоту.
Роман Божков создает пейзажи высокого класса. Родился в Белгородской области, живет в Белгороде. Ему 40. Тот самый возраст, когда уже наработан профессионализм, наполнена душа прекрасным, как соты – медом, и готова изливать через кисточку на полотно любовь к России и любование ее рощами и лугами, пригорками и ручьями, полями и тропинками – всем тем, из чего складывается Родина большая и родина малая. Всем тем, что дает место и силы жить. И верится, что впереди еще много времени – созидать.
Роман Божков с одинаковым мастерством пишет и летние, и осенние, и зимние пейзажи. Обязательно расскажу о них. Но сейчас хочу показать вам его рассветы и закаты. Его солнце. Вы когда-нибудь задумывались, почему наши предки называли солнышко красным? Ведь мы-то, рационалисты до мозга костей, видим его желтым. Наши предки говорили о солнце утреннем, которое только-только выглядывает из-за краешка ночи и сиянием своим оживляет все вокруг. Красный – цвет жизни, поэтому и солнце – красное. Такое, как на полотнах Романа Божкова.
Красное солнышко не показывается среди бетона и асфальта. Его можно найти за городом. Там, где растут ромашки и камыш, взлетает лесная птица, ива склоняется над заводью. Хотя стоп! Всмотритесь, какой цвет Роман Божков использует для изображения солнца. Оно… белое! При этом от него исходит то теплый охристый, то холодный лимонный ореол, который трансформируется в оранжевое сияние. И эти-то цвета и покрывают все вокруг. Роман Божков удивительно пишет лучи. Они у него и мощны, словно струи, и едва ощутимы, словно их просеивают сквозь сито. И ситом этим становятся то облака, то лес.
Не только небо и вода вторят солнцу, ему порой созвучны в цветовом решении деревья и травы. Но чаще растительность изображается в зелено-коричневых оттенках. Причем удивительно точно подбираются оттенки, чтобы создать гармонию с восходящим солнцем. Для пейзажиста Романа Божкова важна вода. Спокойная вода, способная всей своей гладью впитать и отразить солнце. Показать миру, как прекрасен его свет, в какие нежные оттенки лососевого и оранжевого он способен превращаться, коснувшись предметов.
И еще для пейзажей Романа Божкова значимы птицы. Включите воображение. Мысленно уберите с полотен цаплю, горлиц, утку. Сюжет сразу рассыпается. Получается, что исчезает самая значимая деталь: темная фигура птицы делает видимым дыхание солнца.
Заметила еще одну интересную особенность в пейзажах Романа Божкова: там, где встает солнце, есть флора и фауна, но нет человека. Присутствие людей узнается лишь по старому мостку через речку, хутору, мельнице.
И да, мне кажется, что пейзажист Роман Божков, воспевающий утреннее солнце, превзошел пейзажиста И.К. Айвазовского. Сравните их пейзажи с мельницами.
Почему так привлекают пейзажи, изображающие восход солнца или его закат? Они не только о красоте природы, об умиротворении, которым можно напитаться утомленной душе. Эти пейзажи наделяют уверенностью в том, что завтра будет новый, погожий день. И счастье. Счастье для каждого.
Понравилось? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал!