"Сатана" в переводе с древнеевр. означает "противник", "обвинитель", от евр. глагола "сатан" - ненавидеть, враждовать, подстерегать, противодействовать (ср.Зах:3гл.), противостать. Название "Дьявол" происходит от древнегреч. глагола "дибАлло" , т.е. доносить, и означает "клеветник, обвинитель" (ср. Отк.12гл, Лв.19:16). Он - "обвинитель наших братьев, обвиняющий их перед нашим Богом день и ночь" (Отк.12:10).
"В ВЗ о Сатане говорится очень редко и при этом так, чтобы строго сохранялся принцип трансцендентности единого Бога и тщательно избегалось все, что могло бы толкнуть Израиля к дуализму, к к-рому он был слишком склонен. С. представляется не столько как прямой противник, сколько как один из ангелов, окружающих Ягве, выполняющий на суде Божием функции, аналогичные функциям суд. обвинителя, на к-ром лежит обязанность заставить уважать на земле правду и права Божии. Однако за этим мнимым служением Богу, уже в кн. Иова 1-3, можно заметить враждебную волю, если не по отношению к Самому Богу, то, по крайней мере, по отношению к человеку и его праведности. Он не верит в бескорыстную любовь (Иов 1. 9); не будучи "искусителем", он все же ждет, чтобы Иов пал, он этого втайне желает и чувствуется, что он был бы этому рад. В Зах 3. 1-5 обвинитель превращается в подлинного противника замысла любви Божией об Израиле. Чтобы Израиль был спасен, Ангел Господень должен прежде принудить диавола к молчанию во имя самого Бога: "Да запретит тебе Господь" (см Иуд 9)." (Словарь библейского богословия, Брюссель)
"сатана (древнеевр. противник) - в своем первоначальном смысле (противник) это слово в еврейском тексте Ветхого Завета употребляется очень часто: Чис 22.22,32 (переведено - Ангел); 2Цар 19.22 (наветник), 3Цар 5.4; 11.25 (противник), Пс 108.6 (диавол). В этом же смысле оно употреблено в Мф 16.23. В Иов 1.6; 2.1 сатана как клеветник является пред лицо Божие среди сынов Божиих и здесь он выступает как дух, наблюдающий за человеческими делами, исследующий человеческие слабости и возводящий на людей всегда справедливые с виду обвинения пред Богом. Не оттого ли сатаной в 1Пар 21.1 назван гнев Господень (2Цар 24.1)? Это слово употреблено в Ветхом Завете только в пяти местах (кроме указанных выше еще в Зах 3.1-2)." (Библ.словарь Вихлянцева)
Итак... Существует представление, что Сатана является таким открытым , дерзким противником Бога и клевещет на Бога. Однако Писание показывает, что не стоит так однозначно и узко понимать личность Сатаны. Почему? Можно начать с того, что Дьявол, искушая Иисуса в пустыне, сказал, что царства мира даны ему, т.е. самому Дьяволу. Но кем даны?! Конечно же Всевышним Вседержителем, который есть "Царь царей", "Господин господ" и "Бог богов" (см. Дан.2:47, Втор.10:17 и др.), и "дает власть кому хочет" (Дан.4:17). Значит, по крайней мере до прихода Иисуса и во время его земной жизни, Сатана являлся "правителем этого мира" (Ин.14:30), назначенным Иеговой, а значит Дьявол был в подчинении у Бога богов, который дал ему власть над народами. Более того,в Отк-нии показано, что Сатана был правителем над землей вплоть до того, как был сброшен с небес на землю Архангелом Михаилом (12гл.), который занял престол над землей вместо него на законных основаниях, как Христос Божий, согласно пророчествам слова Бога (см. особенно кн.Даниила, 12гл.).
Чтобы точно понять природу и сущность Сатаны, хорошо бы принять во внимание следующие ключевые места Писания:
- Быт.3гл.;
- первые главы кн.Иов и некоторые высказывания, записанные в ней (Иов 4:12-18!-19, навеянные духом Сатаны);
- "вводящий в заблуждение всю... землю... обвинитель наших братьев... перед Богом" (Отк.12:9,10);
- "Сатана требовал просеять вас" (слова Иисуса);
- кн.Захария, начало 3гл.;
- "Дьявол ходит как рычащий лев, ища, кого поглотить" (слова Петра, ср. с кн.Иов: "я ходил по земле и осматривал ее");
- искушения Иисуса в пустыне, слова самого Дьявола;
- Ин.8гл.;
- Евр.2:14,15;
- Экк.4:13,14;
- Пр.27:11; Пр.6:16-19; Пр.26:27;
- Иез.28гл.; Иса.14:4-23;
- кн.Эсфирь: ср. с Аманом;
- история Давида и Саула (параллель: Христос и Сатана)
- "искуситель" (слова Павла);
- 1 Тим.3:6,7;
- "Ведь и Дьявол принимает вид ангела света..." (слова Павла);
- случай с пророком Михеем и Ахавом: "А Михей добавил: "Итак, выслушай слово Иеговы. Я вижу Иегову, сидящего на престоле, и всё небесное воинство, стоящего рядом с ним, справа и слева от него. Иегова сказал: "Кто обманом заставит Ахава пойти на Рамоф-Галаад, чтобы он пал там?" И стал один говорить одно, а другой другое. Наконец вышел один дух и, став перед Иеговой, сказал: "Я обману его". - "Как?" - спросил Иегова. Тот ответил: "Я выйду, и стану духом заблуждения в устах всех его пророков". Тогда он сказал: "Тебе удастся обмануть его. Иди и сделай так"..." (1Цр.22:19-22, ср. с Отк.12:9,10 - "вводящий в заблуждение...").
События в Эдеме:
Чтобы правильно понять происхождение и сущность Сатаны, чтобы иметь точные знания истины и противостоять ему, нужно в частности учесть, что слова Бога о змее Сатана скорее всего не принял на свой счет, или не понял их истинный смысл... ведь Иегова мудр, "суды его не постижимы", и Он "облекает дело тайной", священной (Псалмы, кн. Притчей), и говорит "загадками" (кн. Притчей).
Также, хорошо бы учесть слова Бога в Бт.3:22-24...
Очень важный момент в отношении природы (происхождения) и сущности Дьявола: "чтобы верующий не возгордился и не подпал под суд, вынесенный Дьяволу" (1Тм.3:6, ср. с Иез.28:17).
В Отк. Сатана описывается в образе дракона, древнего змея, т.е. губителя, как и в образе льва, "ищущего, кого поглотить".
Итак, Сатана критичен, коварен, хитер и осторожен как змей, он подкрадывается незаметно и прячется под маской, он зол, мудр на злое, но глуп для света, лишен его, поэтому уперт, высокомерен, лжив, ненавистник, он пребывает во тьме духовной, т.е. не знает истинных замыслов Бога...
(продолжение см. в части 2-ой: https://bibleistika-i-vse.blogspot.com/2019/08/2.html)