чем является архитектура на настоящий момент? кто творец? ответ на этот вопрос очевиден - архитектор, в крайнем случае девелопер, либо, самый распространенный вариант: архитектура - это результат совместной работы архитектора и девелопера. и так в общем-то было всегда. но что если в недалёком будущем каждый человек (ребёнок, старик, художник или дворник) сможет создавать здания и пространства? на первый взгляд такая перспектива кажется утопией, но давайте попробуем посмотреть на всё это под другим углом.
кино
кино является достаточно молодым видом искусства, оно динамично развивается и какое-либо проявление консерватизма здесь едва ли уместно. как и в любом виде искусства, произведения (то есть фильмы) создаются профессионалами. по крайней мере так было до определенного момента. как только оборудование, позволяющие снимать фильмы, стало доступным и мобильным, появилось достаточно много любительских лент, какие-то из них стали хитами на youtube и даже на фестивалях, какие-то лежат в семейных архивах и не предназначены для посторонних. факт в том, что вы прямо сейчас можете взять свой сотовый и снять шедевр. апофеозом этого процесса стал проект Ридли Скотта "Жизнь за один одень", когда знаменитый режиссёр предложил снять фильм нам с вами, при этом сам он лишь составил кадры в нужном порядке. можно сказать, что Ридли Скотт контролировал процесс, он дал идею и обозначил средства, которые могут быть использованы, но истинными создателями фильма были простые люди.
как это работает
наверное кто-то из вас мог подумать, что я сейчас стану говорить о процессе обсуждения проекта между архитектором и будущими пользователями здания (здание для примера, это может быть и двор, парк, город...). но, на самом деле, такое обсуждение своего рода фикция, это помогает архитектору, возможно наталкивает его на какие-то идеи, но собственно те самые пользователи в процессе создания архитектуры не участвуют, они не определяют форму или цвет здания. так что нет, я сейчас совсем о другом, представьте себе ситуацию, когда архитектор приходит к пользователям и, поочерёдно тыкая в них пальцем, говорит: "ты выберешь цвет, ты форму, а вот ты, да именно ты, кудрявый, функцию, и именно такое здание мы построим" - звучит как бред, но на самом деле это возможно, фокус лишь в том, чтобы составить кадры в нужном порядке.
изменять существующее
архитектура предоставляет и другие средства самовыражения для обычных людей, и если параграфом выше я описывал до некоторой степени фантастические вещи, то теперь расскажу о реальности. всё чаще в архитектурные проекты закладывается некий интерактивный элемент, позволяющий пользователям слегка изменить пространство. и закономерно, что такая архитектура обычно создаётся для детей. в проекте павильона на детской площадке в Утрехте амстердамская мастерская Mulders vandenBerk Architecten создаёт две комнаты, одну из которых обклеивает досками для рисования, а на стены другой позволяет прикреплять цветные геометрические фигуры, таким образом дети сами непрерывно меняют оформление этих комнат.
будущее уже сейчас
наверно нет такого человека, который ни разу не бывал в магазине IKEA, но далеко не все подходили к стоящим внутри этого магазина компьютерам. на них установлена программа, позволяющая людям самим, без посторонней помощи, спроектировать из готовых деталей свою квартиру или например просто кухню (программа есть и на сайте, её можно скачать). и по сути, принцип работы этой программы ничем не отличается от параметрического софта в моём городе будущего. дизайнеры дают людям кубики, из которых они собирают собственное произведение. но это всего лишь квартиры, скажите вы, но на самом деле обычные люди уже сейчас могут и создают настоящую архитектуру. после окончания института, два года назад, мы с друзьями пришли работать в одну небольшую фирму, которая занималась строительством и проектированием деревянных домов. в той фирме проектировщики пользовались программой archicad, одно из преимуществ которой - большая библиотека готовых элементов (начиная от конструкций и заканчивая мебелью). я просто опишу процесс проектирования: два человека, проектировщик и заказчик (владелец будущего дома) сидят за компьютером, и второй говорит первому, какие ему нужны комнаты в доме, каких размеров, какая у дома будет форма крыши и окон, будет ли там крыльцо и т. д. - процесс создания эскизного проекта занимал не более двух часов, и творцом в этом процессе выступал вовсе не архитектор, а тот человек, который будет жить в доме, архитектор лишь нажимал на кнопки и предлагал варианты, ну и в последствие дорабатывал проект с учётом конструкции и нормативов. и когда эта программа станет чуть умнее и проще, надобность в архитекторе и вовсе отпадёт или, точнее, каждый человек станет архитектором.идея позволить людям самим создавать архитектуру стала интересной для меня несколько лет назад, и с тех пор во многих своих проектах я использую этот приём. первым таким проектом было здание студенческого общежития, где под каждым окном располагалась трёхслойная панель, средний слой которой являлся простым листом с графическим изображением (изначально просто лист цветного картона), которое студенты могли менять, вставляя туда абсолютно любой рисунок, таким образом именно они формировали бы внешний облик здания. затем была начальная школа без классных досок и кабинетов, но и то и другое могло возникать в любом месте пространства по желанию учеников и учителей. писать и рисовать можно было на потолках, стенах, полах, перегородки помещений могли сворачиваться и разворачиваться, а классные помещения могли быть устроены внутри школы, на крыше или в соседнем парке. ещё два проекта были мной выдуманы, но так и не оформлены. первый, своеобразный город будущего для одного конкурса, где здания бы строились не по желанию девелоперов, а исходя из необходимости, рассчитанной компьютером. на месте будущего строительства в этом городе устанавливали бы терминал с параметрической программой, написанной архитекторами, но данные в программу вводили бы обычные жители города, тем самым определяя внешний вид здания и, возможно, какие-то его функциональные, планировочные и конструктивные особенности. точно так же могли бы разрабатываться и малые архитектурные формы, с той разницей, что они производились бы мгновенно, на 3D принтерах будущего. окна жилых домов в таком городе одновременно являлись бы медиа экранами, изображение на которые выводилось бы владельцами квартир, и таким образом весь город превращался в материализованную социальную сеть. и, наконец, последний проект: детская площадка, где нет ничего, кроме игрушечных подъёмных кранов (но вполне функциональных и достаточно больших) и деталей конструктора, из которых, с помощью кранов, дети сами строили бы маленький дом с качелями и горками. всё это можно было бы легко разрушить и построить заново, как любое сооружение из конструктора. студенческое общежитие. вместо цветного картона студенты могли использовать любое изображение для оформления фасада.