Найти в Дзене
Кафедра КиПЛА

Автоматизированное проектирование силовых шпангоутов

Оглавление

В данной работе Объектом исследования является шпангоут, входящий в силовую конструкцию летательного аппарата. Такой курсовой проект выполняют студенты 3-его курса кафедры КиПЛА(конструкции и проектирования летательных аппаратов).

В данной работе рассматривается задача проектирования силового шпангоута с применением метода конечных элементов(МКЭ). В данном случае МКЭ используется для оптимизации конструкции шпангоута на основе «равнопрочности» конструкции, а также для топологической оптимизации по методу твердого изотропного материала с пенализацией (на англ. SIMP).

Студентам даются исходные данные для проектирования шпангоута:

Исходя из условий задания, проводятся вычисления, определяются существующие аналоги. Разрабатывается новая модель, основанная на результатах оптимизации.

Шпангоут №19 Ту-154

Шпангоут №19 Ту-154
Шпангоут №19 Ту-154

Шпангоут установлен в салонной части фюзеляжа и служит опорой для шасси.

Он изготовлен из алюминиевого сплава с помощью горячей штамповки. Пластина и балка связаны друг с другом заклепками. Шпангоут состоит из 2 мощной поперечной балки 2 и 3, стоек 4 и пластины. Притом балка 2 также выполняет функции пола. Конструкция хорошо воспринимает изгибающий момент от приложенных сил и горизонтальную составляющую, равномерно распределяет вертикальную силу на стенки обшивки.

Конструктивно шпангоут состоит из двух мощных балок и пластины, соединяющей их, а также внешнего пояса и подкрепляющих стержней (стоек и уголков).

Все детали выполнены из деформируемого алюминиевого сплава методом горячей штамповки и соединены между собой заклепками.

Исходя из вышесказанного, шпангоут довольно технологичен. Пояса балок и все стенки имеют неизменную геометрию. Верхней частью шпангоута служит профиль (I), имеющий вырезы под стрингеры. Нижняя часть шпангоута состоит из пояса (5) и герметичной стенки (3), подкрепленной вертикальными стойками (4). Поперечная балка (2) является элементом каркаса пассажирского пола.

Шпангоут служит задней опорой продольных балок передней опоры шасси и нужен для обеспечения прочности.

Шпангоут самолета АН-2

Шпангоут АН-2
Шпангоут АН-2

Ан-2 – многоцелевой самолет короткого взлета и посадки грузоподъемностью 1000-1500 кг для обслуживания труднодоступных районов страны, удовлетворения нужд сельского хозяйства и применения в качестве легкого военно-транспортного.

Шпангоут размещается рядом с кабиной пилотов и служит опорой для передних подкосов шасси, а также несет противопожарный баллон.

Шпангоут выполнен из авиационного алюминиевого сплава. Все детали, кроме несущих противопожарный баллон, выполнены с помощью штамповки. В шпангоуте присутствует множество уголков и облегчающих отверстий в пластине. Контур шпангоута склепан из двух прессованных уголковых профилей. Стенка подкреплена стойками швеллерного сечения. Боковины шпангоута доведены до фонаря кабины пилотов и закреплены на верхних лонжеронах фюзеляжа. Снизу на шпангоуте приклепан внутренний узел из сплава АК6 для крепления стального башмака передних подкосов шасси.

Шпангоут состоит из пластины (мембраны) постоянной толщины и прессованных уголков (стержень).

Детали выполнены из деформируемого алюминиевого сплава методом горячей штамповки. Они соединены между собой заклепками. Узел выполнен с помощью литья.

Практически все детали легко выполнить с помощью штамповки. Самая сложная в технологическом плане деталь – узел для противопожарного баллона.

Шпангоуту необходима достаточная жесткость для выдерживания нагрузки от стоек шасси и поддержки пола в кабине пилотов.

Шпангоут самолета Де-Хэвиленд Канада DHC-6 Твин Оттер

Двадцатиместный турбовинтовой пассажирский самолет с укороченным взлетом и посадкой, разработанный канадским подразделением компании de Havilland. Пригоден для эксплуатации с неподготовленных грунтовых площадок, широко используется на воздушных линиях малой протяжённости, на аэродромах с короткими ВПП, в экспедиционных условиях.

Силовой шпангоут DHC-6 Twin Otter
Силовой шпангоут DHC-6 Twin Otter

Шпангоут установлен в центральной части фюзеляжа и служит для крепления к нему основной опоры шасси (колёсного либо поплавкового типа), а также для крепления подкосов крыла.

Радиус фюзеляжа R в зоне установки шпангоута около 1,15 м. Шпангоут имеет переменную строительную высоту. В верхней части шпангоута строительная высота около 0,17R. К боковинам фюзеляжа она  сначала плавно увеличивается до 0,2R в углах верхней части, а затем также плавно уменьшается до 0,15R. К нижней зоне шпангоута строительная высота увеличивается до 0,3R.

Конструктивно шпангоут состоит из внешних и внутренних поясов, стенки, ребер жесткости и стыковых фитингов.

Внешний пояс состоит из 5 деталей. Выполнен из деформируемого алюминиевого сплава. Возможная расчетная схема – стержень поперечного сечения, работающий на растяжение-сжатие. По всему внешнему контуру площадь поперечного сечения верхнего пояса остается постоянной. Внешний пояс соединен с обшивкой фюзеляжа заклепками. Стрингеры разрезные и стыкуются между собой через внешний пояс шпангоута. Для перестыковки некоторых силовых стрингеров используются фитинги.

Внутренний пояс состоит из 5 деталей прямоугольного сечения. Все детали выполнены из деформируемого алюминиевого сплава соединены между собой заклепками. Возможная расчетная схема – стержень с постоянной площадью поперечного сечения, работающий на растяжение-сжатие, так как площадь поперечного сечения внутреннего пояса по контуру шпангоута не меняется.

Стенка выполнена из листовой заготовки постоянной толщины. В стенке имеется ряд отверстий в верхней части шпангоута для жгутов электропроводки. Вдоль фюзеляжа, помимо стрингеров, идут лонжероны, которые подкрепляют стенку, обеспечивая устойчивость до высокого уровня напряжений. Поэтому возможная расчетная схема для стенки – мембранная пластинка постоянной толщины.

Достоинствами с точки зрения технологичности шпангоута является использование недорогих и недефицитных материалов, максимальная унификация элементов конструкции, материалов и полуфабрикатов. Недостатком является относительно непростая геометрия шпангоута.

Далее студенты анализируют аналоги и принимают решение о создании своего шпангоута.
Горизонтальная составляющая силы P может быть самоуравновешена на шпангоуте. Она не образует крутящего момента, только сжимающие напряжении на шпангоуте. Эту составляющую можно передать через пластину, если «размазать» нагрузку по шпангоуту, либо уравновесить с помощью стержня, если соединить узлы друг с другом. Так делается в самолетах Ту-154 и Як-52.

Вертикальная составляющая не может быть уравновешена, значит, ее надо передать на обшивку. Ее будет передавать пластина, работая на сдвиг. В точке приложения силы необходимо поставить узлы, которые бы передавали силу на стенку шпангоута, а она в свою очередь – на обшивку. Притом если уравновесить горизонтальную составляющую с помощью балки, то эта балка будет испытывать изгиб от вертикальной составляющей.

Разработка основных требований к проектируемому шпангоуту

Условия работы шпангоута:

· шпангоут установлен в негерметичном отсеке;

· доступ для осмотра затруднен;

· температура эксплуатации от -20 до +30°С;

· большие нагрузки.

Кроме этого к детали предъявим дополнительные требования:

Функциональные. Шпангоут должен иметь:

· минимальную массу;

· достаточную прочность и жесткость;

· ресурс, равный ресурсу планера самолета;

· соответствие установленным компоновочным требованиям;

· способность поддержать форму фюзеляжа;

· способность к восприятию нагрузок.

Эксплуатационные требования:

· минимальные затраты при производстве;

· возможность запуска в серийное производство;

· возможность ремонта и замены деталей;

· должны использоваться ранее опробованные решения.

Производственно-технологические требования:

· широкая распространенность материала, используемого в шпангоуте;

· высокая технологичность производства и шпангоута;

· доступность инструментов;

· стандартизированность деталей;

Так же фюзеляж должен соответствовать экономическим и экологическим требованиям.

Разработка «традиционного» варианта силовой схемы шпангоута

Разработку рационального варианта шпангоута при заданных граничных условиях начнем с рассмотрения «традиционного» пшангоута с постоянной строительной высотой 0,1 R - вариант "Tr". Для анализа весовой эффективности этой силовой схемы необходимо создать конечно-элементную модель (КЭМ).

При делении шпангоута на 36 частей точка приложения силы совпадает с точкой, генерируемой сеткой.

Отображение узла, заданного сеткой, и его координаты
Отображение узла, заданного сеткой, и его координаты

Следует учесть, что конструктивно «традиционный» шпангоут состоит из поясов, моделируемых стержневыми элементами Rod, и стенки, работающей в плоском (мембранном) напряженном состоянии. При моделировании цилиндрической оболочки предполагаем, что используется фюзеляж типа "монокок" и поэтому можно выбрать конечные элементы Membrane. Результаты рассчетов можно увидеть на рисунке.

Традиционная модель
Традиционная модель

Изучение модели на эффективность показывает, что при такой схеме коэффициент эффективности составляет 15,89кг.

Вес конструкции – 64,59 кг.

Разработка рационального варианта силовой схемы шпангоута на основе интуитивных соображений

Опираясь на результаты анализа задания и интуитивные соображения необходимо составить интуитивный вариант шпангоута. Далее для «интуитивного» шпангоута создается КЭМ, производится статический расчет и выполняется анализ напряженно – деформированного состояния конструкции, определяется силовой фактор и делается проверка равновесия для шпангоута с оболочкой, имеющей толщину 3 мм.

Схема интуитивного  шпангоута и результата его расчета изображены на рисунке.

Интуитивная модель
Интуитивная модель

Коэффициент эффективности – 12,65 кг. Вес конструкции – 117,1 кг.

Разработка технологически реализуемых вариантов силовой схемы, максимально приближенных к теоретически оптимальной конструкции

Для "рационального" шпангоута – варианты "Rat" – создается конечно-элементная модель, производится статический расчет и выполняется анализ напряженно-деформированного состояния конструкции (рисунок 11), определяется силовой фактор.

Рациональная модель
Рациональная модель

Коэффициент эффективности – 11,08 кг. Вес конструкции – 128,5 кг.

Сравнительный анализ разработанных вариантов силовой схемы шпангоута

Коэффициент эффективности шпангоутов
Коэффициент эффективности шпангоутов
Масса шпангоутов
Масса шпангоутов

В итоге согласно коэффициенту эффективности рациональная модель оказалась лучше всех моделей, кроме оптимизированной. С другой стороны, вес шпангоутов показывает, что ни интуитивная модель, ни рациональная не облегчены достаточно сильно. Малый вес традиционного шпангоута по сравнению с интуитивным и рациональным объясняется тем, что в нем не выполняются условия прочности (577 МПа против дозволенных 270 МПа), то есть шпангоут при данных условиях просто не сможет выдержать нагрузку. Интуитивный и рациональный шпангоут, напротив, недогружены, но они способны выдерживать нагрузку.

Благодаря изучению шпангоутов-аналогов, то есть опираясь на ранее опробованные решения, удалось создать модель шпангоута, близкую к рациональной. Оптимизация шпангоута и анализ потоков главных усилий позволил доработать конструкцию и еще больше облегчить ее. Конструкция технологична, так как состоит из стенки постоянной ширины и стержня, который можно выполнить с помощью штамповки. Тем не менее, рациональный шпангоут требует последующей доработки с подбором площади стержней и толщины пластин.

Координаты узлов приложения нагрузок в рациональной модели
Координаты узлов приложения нагрузок в рациональной модели

Узнать подробнее о кафедре КиПЛА и ее деятельности можно в официальном Инстаграм-аккаунте кафедры https://www.instagram.com/kipla_ssau/